Светочи Киевской Руси
Чудом Божиим и подвигами святых строилась Святая Русь. Центральным моментом праздника Всех святых в земле русской просиявших, является прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в Киевской Руси и молитвенное обращение к ним. Этот праздник является переходящим и совершается во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, то есть во второе воскресенье после Дня Святой Троицы. В этом году он приходится на 10 июня.
Почти сразу же после Крещения Киевлян в 988 году, новорожденная Церковь явила всему православному миру своих чад прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси.
Одними из первых святых, канонизированных Церковью, были сыновья князя Владимира — страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 году. А затем причислен к лику святых и торжественно канонизирован Церковью преподобный Феодосий Киево-Печерский, скончавшийся в 1074 году. Уже в 1091 году обретаются его мощи и переносятся в Успенскую церковь Печерского монастыря — начинается местное почитание святого. А в 1108 году, по просьбе великого князя Святополка, совершается его общецерковное прославление.
Впрочем, еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников Феодора варяга и сына его Иоанна (+ 983), святую равноапостольную великую княгиню Ольгу (+ 969) и, немного позднее, святого крестителя Руси — великого князя Владимира (+ 1015).
Первое официальное церковное установление дня памяти Всех русских святых связано с именем новгородского святителя — Макария, в 1542–1563 годах возглавлявшего Православную Церковь. Более 12 лет, с 1529 по 1541 годы, святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием Великие Макарьевские Четьи Минеи. В этот сборник вошли жития многих святых, почитавшихся в разных уголках Киевской Руси.
Историй подвига страдания за Христа, за Церковь Христову, за ближних своих, чад этой Церкви, — сотни тысяч. И хотя физически к концу 1930-х Русская Церковь была практически полностью уничтожена, духовно она оказалась не сломлена, ибо, по слову митрополита Петроградского Иосифа (Петровых), «смерть мучеников за Церковь есть победа над насилием, а не поражение». Была только одна сила, которую Церковь могла противопоставить безумной злобе гонителей. Это сила святости. Новомученники и Исповедники Русские не боялись жить по Евангелию даже в самые мрачные годы ленинско-сталинской тирании, жить так, как велела им их христианская совесть.
Заслуга восстановления и последующего почитания дня памяти Всех русских святых главным образом принадлежит профессору Петроградского университета Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Владимирского Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову). Первый, 15 марта 1918 года, на заседании Отдела о богослужении, проповедничестве и храме, представил Собору доклад, в котором, в частности, замечал, что «в наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братьям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Клирик Свято-Успенского храма г. Константиновка,
священник Виктор Скрипник