Реванш: махровый или наждачный?
В понедельник партия «Оппозиционная платформа «За жизнь» провела съезд, на котором якобы утвердила список своих кандидатов в депутаты. Якобы, поскольку финальной его версии никто не видел. Промежуточная была опубликована LB. ua еще неделю тому, в четверг — после рабочего заседания, проходившего на базе спортивного клуба «Динамо» братьев Суркисов, и для СМИ (кроме аффилированных с Виктором Медведчуком) закрытого.
Четверговому заседанию предшествовали длительные переговоры, которые политсила Рабиновича-Медведчука вела со своими бывшими партнерами — «ахметовским» крылом Оппоблока — в расчёте на воссоединение. Главными коммуникаторами выступали Вадим Рабинович, Сергей Левочкин и Вадим Новинский.
Но договориться не получилось.
Окрыленные результатами президентских выборов (Юрий Бойко получил четвертое место и 11%), в «Оппоплатформе» уверовали в свою фактическую монополию на бело-голубом электоральном поле (даже с учетом оттока голосов к Владимиру Зеленскому, часть которых сегодня — с высокой долей вероятности — вернется к ним обратно).
Оно и не удивительно: четыре года Бойко раскручивали как лидера ОБ (тогда еще единого), и вот — плоды. Ну, а раз они — монополисты, зачем им «старые-новые» союзники? К чему делить места в списке, если можно укомплектовать его под себя. Что и было сделано.
Как следствие, в пятницу ахметовское крыло «Оппоблока» спешно скооперировалось с партиями «Двух Ген» (Кернеса и Труханова), она же — «Доверяй делам», «Наши» (Евгений Мураев), «Партией мира» и «Возрождением». В понедельник они также утвердили свой список, однако их шансы на прохождение в Раду — в отличие от команды Медведчука-Рабиновича — представляются весьма сомнительными. Даже если успех случится, пройдут «на честном слове и на одном крыле».
Что же происходит сегодня на бело-голубом фланге?
Как изменился за последнее время избиратель Юго-востока? Уместно ли говорить о грядущем реванше? Каковы перспективы вице-спикерства Виктора Медведчука и представляют ли они угрозу национальной безопасности?
Попробуем разобраться вместе.
Часть первая. Список «Оппоплатформы»
Исходя из нынешних рейтингов «Оппоплатформы», также — анализа электоральных предпочтений украинцев на президентских, можно предположить, что «проходная» часть списка политсилы заканчивается в середине третьей десятки. То есть 34-36 мандатов. Во всяком случае, сами для себя они прикидывают именно так. Плюс — мажоритарщики (примкнут уже «под куполом») и получается крупнейшая оппозиционная фракция. Которая точно будет претендовать на место в президиуме. Разумеется, для Виктора Медведчука — тут никаких сомнений не возникает.
Напомню, в третьем созыве он уже был первым вице и на протяжении 2000-2001 годов фактически руководил Радой. Помех для того, дабы опыт повторить сегодня не наблюдается. И страшно даже представить, какие потенциальные последствия может иметь (особенно во внешнеполитической плоскости) проводимая им «линия».
Собственно, заговорив о Медведчуке, мы уже начали анализировать список — он в нем занимает третье место. Подчеркну два момента:
А) cогласно букве закона, утвержденный на съезде список уже не подлежит изменениям и должен регистрироваться ЦИК именно в таком виде. Однако в реалиях украинской политики «за время пути собака (перефразируя детского классика, — LB. ua) могла подрасти». То есть, учитывая, что ни в четверг, ни в понедельник список не обнародовали, корректировки (пусть и незначительные) еще возможны;
Б) анализ этот не претендует на абсолютную полноту, «скрининг» всех биографических данных, сравнение «добрых и злых дел», скорее — точечные характеристики, вперемешку с субъективными оценками. Более того, он — анализ — весьма избирателен. В первой половине списка довольно много депутатов со стажем, публичных лиц (например Наталья Королевская или Сергей Ларин), рассказывать о которых подробнее смысла нет — желающие легко могут нагуглить самостоятельно. Сконцентрироваться на «темных лошадках» представляется более предпочтительным.
Итак.
Первый номер— Юрий Бойко. Тут все понятно и особых пояснений не требует. Напомню лишь, что в 2006-м Юрий Анатольевич (вскоре ставший верным соратником Виктора Януковича) замыкал пятерку блока «Не так!», взявшего аж 1.1%. При том, что в одном только Крыму у сооснователя блока, партии СДПУ(о) насчитывалось более 250 тысяч формальных членов, а проголосовали лишь 115 тысяч человек. Более того, в ходе кампании Виктор Медведчук заявлял: за референдум против НАТО его соратниками собрано четыре с половиной миллиона подписей. Согласитесь: с результатом «Не так!» эти цифры явно несопоставимы.
Гурманам рекомендуется к просмотру их предвыборный ролик с крылатым высказыванием Олега Блохина: «Не переживай, Юра, мы победим. Я — фартовый!»
Номер второй Вадим Рабинович в украинской политике относительно недавно — в парламент избрался в 2014-м, но будучи фигурой весьма колоритной, успел быстро накачать мышцы. Публичный конфликт с Сергеем Левочкиным остался в прошлом, и сегодня они состоят в одном предвыборном списке.
Третья позиция которого отдана Виктору Медведчуку.
Готовясь к парламентским выборам, будущий потенциальный член президиума ВР существенно нарастил медиа-активы. Так, в декабре минувшего года его давний соратник Тарас Козак (№ 10) стал владельцем телеканала «112». Также орбите этой группы приписывают телеканал «НьюзВан» (что легко подтверждается проводимой им редакционной политикой).
Наличие подобных активов открывает широкое поле для деятельности и, с некоторых пор, Виктор Медведчук активно занялся своим позиционированием, улучшением персонального имиджа. Усилия дали плоды: для бело-голубого избирателя он сегодня уже практически не токсичен. А после крайнего визита Юрия Бойко в Москву (который он организовывал и в котором его сопровождал) — так совсем даже наоборот. «Газовой» встречи с Миллером — тем паче. Ну, и главное его «достоинство» — факт кумовских отношений с Владимиром Путиным, из-за которого Виктору Владимировичу — по его собственным словам — многие завидуют.
Далее по списку следуют публичные лица: Наталья Королевская, Сергей Левочкин, Василий Нимченко, Нестор Шуфрич (двое последних — квота Медведчука).
Особенно умиляет соседство пятого и седьмого номеров — Левочкина и Шуфрича. История их взаимной нелюбви длительна и богата кудрявыми подробностями. Начиная с несостоявшейся драки в лифте АП (еще при Медведчуке), вплоть до состоявшейся в коридорах «Зоряного» (когда второй зарядил первому), закончившейся скорой отставкой Нестора Ивановича с поста главы МЧС (Сергей Владимирович приложил усилия) и схождением с политического небосклона.
Сегодня все это, конечно, в прошлом.
Идем далее: восьмой номер — Сергей Ларин, девятый — Сергей Дунаев (зять Юрия Бойко), десятый — верный соратник Виктора Медведчука, как было сказано, номинальный собственник «112 канала» Тарас Козак.
Одиннадцатый номер — «серый кардинал» Киева Вадим Столар.
Поговаривают, он «выкупил» квоту в списке для себя и еще нескольких человек у Виталия Хомутынника и Павла Фукса. Причем довольно давно — впервые соответствующая информация появилась более полугода тому. Что даже отпугнуло от сотрудничества с Рабиновичем нескольких уважаемых людей — посчитали, что подобное соседство в будущем списке не стоит их репутационных рисков. Эх, знали бы они, каким в итоге этот список получится (явно не Столар в нем самый одиозный).
Но мы в сии злобные наговоры не верим, разумеется, а появление правой руки Виталия Кличко в списке Рабиновича-Медведчука считаем чистым совпадением. И даже не подстраховкой. Ведь родной «Удар» списком в Раду не идет, выдвигает лишь 25 мажоритарщиков (ввиду абсурдности — с оглядкой на их рейтинги — данной затеи. Его, рейтинг, мог бы попробовать реанимировать Владимир Кличко, но он двигаться в политику пока передумал). Учитывая негативный опыт, полученный в прошлый раз Вадимом Столаром на 217-м оболонском округе (по факту депутатом там избрался Андрей Билецкий), его появление у Рабиновича-Медведчука вполне логично.
12 место — Юлий Йоффе — давний соратник Юрия Бойко.
13 — Юлия Левочкина — депутат со стажем, понятно, чья квота.
14 — Игорь Абрамов — харьковчанин. Остатки квоты Павла Фукса.
15 — Дмитрий Исаенко — экс-заместитель в Министерстве регионального развития, близок равно как к Вадиму Столару, так и к группе Левочкина-Бойко.
16 — Николай Скорик — нардеп, при Януковиче — глава Одесской ОГА, квота Левочкина.
17 — Григорий Суркис — один из самых опытных «серых кардиналов» украинской политики, умудрявшийся сохранять влияние при всех Президентах, начиная с Кравчука.
18 — Игорь Кисилев — первый замглавы Постоянной комиссии Киеврады по вопросам градостроительства и землеустройства. Считается «человеком Вадима Столара», хотя весьма близок к Вагифу Алиеву.
19 — Юрий Загородний — экс-глава СДПУ(о), один из топ-функционеров партии Медведчука «Украинский выбор». Квота Виктора Владимировича.
20 — Анатолий Бурмич — бывший сотрудник органов. В публичном доступе информации об этом человеке крайне мало.
21 — Михаил Папиев — бывший глава Черновицкой ОГА, нардеп со стажем, квота Левочкина.
22 — Александр Колтунов.
23 — Григорий Мамка — бывший замначальника следственного управления полиции, люстрирован, восстановлен по суду.
24 — Владимир Кальцев — запорожский регионал, квота Юрия Бойко.
25 — Юрий Павленко — нардеп, квота Левочкина.
26 — Приходько Наталья. А вот тут интересно. Наталью называют родственницей Вадима Столара. Предположительно — сестрой. Однако вскоре после пятничного собрания «Оппоплатформы» интернет-издание «Страна» обнародовало информацию о том, что вместе с Рабиновичем и Медведчуком в депутаты идет Илья Кива. И, вроде как, на 26-м месте. Учитывая, что официально списки не обнародованы, проверить сие наверняка невозможно — остается ждать их регистрации в ЦИК).
27 — Виктор Черный — квота Медведчука, собственник фирмы «Сварог», предоставляющей ему охранные услуги.
28 — Виталий Борт — бывший нардеп-регионал.
29 — Михаил Макаренко — квота Бойко. Близкий друг Юрия Анатольевича, главврач пятого роддома столицы, прежде числился депутатом «Киевсовета» от Удара.
30 — Олег Волошин.
31 — Татьяна Плачкова — квота Столара.
32 — Александр Пузанов — давний соратник Сергей Левочкина, друг семьи, в свое время учился вместе с его сестрой Юлией.
33 — Суто Мамоян — квота Левочкина. Представитель широко известной в узких кругах семьи Мамоянов, брат бывшего прокурора Обуховского района Рустама Мамояна; а также нынешнего депутата Полтавского облсовета от «Партии простых людей Сергея Каплина», в прошлом — помощника нардепа Каплина Сергея Мамояна.
34 — Михаил Наконечный — квота Столара, экс-глава киевского «Зеленбуда».
35 — Ренат Кузьмин — один из наиболее одиозных фигурантов списка. Заместитель Генпрокурора времен Виктора Януковича. Основной исполнитель преследования Юлии Тимошенко, Юрия Луценко, других «политических» того периода.
После участия в президентской гонке 2014-го ретировался в Крым, где и проживал в последние годы. Учитывая, что Крым — хоть и оккупирован, но продолжает оставаться территорией Украины, регистрации в ЦИК господина Кузьмина сей факт вряд ли повредит.
При анализе списков Оппоплатформы «потерялись» два номера — 36 и 37й. В тех списках, что имелись в моем распоряжении, их просто не было. Одна страница заканчивалась 35-и, вторая начиналась 38-м.
Так вот, докладываю.
36-й — Александр Качный — бывший глава киевского облсовета, человек довольно известный.
37-й ещё разыскивается
38 — Иван Чубирко — квота Медведчука, его дальний родственник — муж сестры Оксаны Марченко.
39 — Ростислав Дубовой — руководитель Луганской облорганизации «За життя». Согласно официальным отчетам самой партии — один из главных ее финансистов. В СМИ фигурирует много интересной информации об этом человеке. Например, о якобы наличии у него — к тридцати годам — трех судимостей. Но мы этому, конечно же, не верим и подождем предоставления автобиографии в ЦИК.
40 — Леонид Крючков — родной брат собственника «Энергосистемы» Дмитрия Крючкова. Того самого, что был экстрадирован из Германии, а теперь — выйдя под домашний арест — раздает по Киеву интервью о предыдущей «злочинной владе».
Часть вторая. Что с «ахметовскими»?
Как было сказано, переговоры «Оппоплатформы» и «Оппоблока» сорвались во многом потому, что первая не видела в них для себя особой электоральной выгоды. При этом для «ахметовского» крыла отказ от кооперации стал, во многом, неожиданностью. Вынудившей их спешно сконцентрироваться на диалоге с партиями «двух Ген» и «Возрождением».
Вопреки, опять таки, психотравме, оставшейся с прошлой кампании. В 2014-м, напомню, «Оппоблок» (сформированный преимущественно из бывших представителей Партии регионов) очень рассчитывал на поддержку харьковского городского головы. Однако в последний момент находившийся под уголовными делами Геннадий Кернес объявил о кооперации с партией «Возрождение». Как поговаривали злые языки, «операция» не обошлась без вмешательства Банковой, конкретно — тогдашнего главы АП, харьковчанина Бориса Ложкина. «Возрождение» взяло по Харьковщине хорошие цифры, уголовные дела Геннадия Адольфовича затормозились.
Пять лет спустя доминировала иная логика: по отдельности пройти в парламент ни «Оппоблок», ни «партия двух Ген» с «Возрождением» шансов не имеют. Да, с электоральной точки зрения, Харьков и Одесса — очень «ресурсные» регионы, но политсила их мэров явно не единственная, за кого там станут голосовать. Что ж до «Оппоблока», то на президентских Александр Вилкул получил 4.15%, заняв восьмое место (даже объединение с Евгением Мураевым накануне не помогло продвинуться выше). В результате, сейчас именно Мураев, а не Вилкул, возглавил список для парламентских выборов.
При этом ожидается, два главных его «бенефициара» с «ахметовской» стороны, именно — Вадим Новинский и Борис Колесников — двинутся в кампанию по мажоритарным округам (Мариуполю и Константиновке соответственно).
Что до самого Рината Ахметова, то он, судя по всему, от происходящего дистанцировался, предпочитая — если понадобится — осуществлять договоренности уже с теми, кто попадет в парламент.
***
2006-й год.
По факту парламентских Партия регионов завела «под купол» 186 мандатов. При том, что еще в августе 2005-го ее предводители наблюдали за развитием событий кто из Карловых Вар, кто из Монако.
Изначально список «прикидывали» на 120 человек, остальных записывали «для галочки». В результате корочку «нардепов» получили водители, секретарши и прочие случайные люди. «Спасибо» за это следовало сказать исключительно раздраям внутри оранжевой команды, спровоцировавшим масштабные разочарования украинцев менее, чем через полтора года после Революции. Дальше были «универсалы», «ширка» и премьерство Януковича.
Спустя пятнадцать лет ситуация другая. Но контуры реванша также просматриваются вполне отчётливо. В парламент заходит внушительная группа «друзей Москвы», которая получает стратегические высоты в Верховной Раде. После чего в игру вступает Кремль, всеми возможными методами склоняя Зеленского к коалиции со своими сателитами. Хватит ли сил устоять? Пока — большой вопрос.
Соня Кошкина, Шеф-редактор LB. ua