Украинцы в Польше: сколько, зачем, почему?
В том, что украинцев действительно много в Республике Польша я убедилась своими глазами, посетив Краков в рамках учебного визита. Поезд «Киев-Перемышль» полон, многие выходят во Львове, но вагоны тут же наполняются людьми. На конечной станции большинство пассажиров остаются на платформе и ждут поезд до Вроцлава.
Наша группа направляется в Краков, мы оживленно беседуем. Замечаю, что одна из женщин с улыбкой прислушивается к разговору. Оказалась нашей соотечественницей. Киевлянка Марина едет к дочери во Вроцлав. Недавно у нее родился внук.
– Дочка вышла замуж за поляка? – спрашиваю я.
– Нет, они оба украинцы, но давно живут в Польше, – с улыбкой отвечает моя собеседница.
– Вы налегке, ненадолго едете?
– Позвали на неделю, а там как получится!
Рядом со мной на лавочке сидит молодая девушка. Зазвонил телефон и на чистейшем украинском она отвечает маме, что поезд опаздывает. Украинцы! На платформе девяносто девять процентов украинцев!
Безусловно, я знала, что мои земляки чаще всего выбирают Польшу, когда едут учиться или работать. Но такие масштабы меня как жительницу восточной части Украины удивили. Еще больший сюрприз ожидал нас в центре Кракова. Old Town это Мекка для работающих украинских студентов.
Наши земляки подскажут, где выгодно обменять гривны, обслужат в ресторане, покажут дорогу.
В супермаркете по улице Мазовецкой неподалеку от хостела где мы жили, две молоденькие симпатичные девушки старательно раскладывают товар и переговариваются на украинском. Потом за кассой бойко обслуживают покупателей:
– Ponieważ trzynaście złotych i sześćdziesiąt pięć groszy! (С вас тринадцать злотых шестьдесят пять грошей).
Мы приближаемся к кассе, обмениваемся репликами, украинка пробивает покупки и смущенно посматривает в нашу сторону. Небольшая заминка с картой, в Польше покупатели сами вставляют карту в терминал и набирают сумму. Наконец дело сделано, и мы выходим на улицу.
За неделю пребывания в Польше мы еще не раз встречали наших соотечественников. Некоторые приехали на учебу, у некоторых свой бизнес, который был куплен тоже у украинцев. Возвращаясь из музея «Фабрика Шиндлера», мы решили перекусить, и зашли в небольшое уютное кафе.
Переводчика с нами уже не было, и мы ссылались друг на друга, на каком языке сделать заказ. Переговариваемся в очереди:
– Антон, давай ты. Ты по-английски немного говоришь.
– А вдруг они не говорят по-английски?
Парень за стойкой приветливо улыбается и произносит на чистейшем великом и могучем:
– Говорите по-русски!
Оказалось, харьковчане купили бизнес в Кракове у семейной пары из Донецка. Последние развелись и делили имущество. Официант, симпатичный молодой человек, рассказал, что в Кракове терпимо относятся к украинцам, многие покупают здесь недвижимость и ведут бизнес. А в других городах Польши, по его словам, наших недолюбливают.
Гуляя по старому Кракову, мы познакомились с юношей Владимиром. Парень раздавал рекламные буклеты одного из ресторанов. Услышав родную речь, подошел к нашей группе и завел беседу:
– Вы с Украины, да? А из какого города?
– Харьков, Черкассы, Днепр, – послышалось со всех сторон.
Володя рассказал, что он из Никополя. Еще ребенком переехал с родителями в Краков, учился в польской школе, сейчас будет поступать в колледж. Парень с трудом подбирал русские и украинские слова, говорил медленно и с акцентом. Но было заметно, что он рад общению с земляками.
Почему наши соотечественники уезжают из Украины в соседнюю Польшу? За европейскими зарплатами? Но уровень жизни в Европе гораздо выше, соответственно больше и расходы.
Поляки заинтересованы в дешевой рабочей силе, поскольку их граждане мигрируют на заработки в Германию и Великобританию. А из-за демографического спада Польша активно приглашает украинских школьников и студентов на учебу. Удалось ли поймать удачу за хвост нашим соотечественникам, вы узнаете в следующих историях.