Акция закончилась

Исторические места Константиновки: парк Керамиков

26 июля 2019, 14:27 | Мир и человек, История | Константиновка 1912
Поделиться:

Продолжаем виртуальную экскурсию по памятным местам Константиновки совместно с директором Донецкого областного художественного музея, историком и краеведом Андреем Новосельским. Сегодня расскажем о парке, о котором мало кто из современных жителей города осведомлен. Итак, начнем...

 

Мало кто сегодня помнит или знает, что в районе современного южного путепровода на берегу реки еще не так давно находился парк, где любили отдыхать горожане. Парк называли Керамический или Керамиков, так как он был создан рабочими и для рабочих этой отрасли. Рядом находился район, где они компактно проживали и где было их место работы — огнеупорный завод «Красный Октябрь», а также кирпичный «Строитель». Приходили сюда отдыхать и жители соседних районов.

Интересно, что парк невольно расположился в историческом месте. Так, в старину в этих местах располагалась почтовая станция с названием Торецкая, с вариациями в источниках — «при реке Торце» и «при Кривом Торце». Находилась она на Большом почтовом тракте, который соединял уездный Бахмут с губернским Екатеринославом (сегодня Днепр). 

Почтовая станция возникла в конце XVIII века, как и сама дорога, и в частности, нанесена на карту Екатеринославского наместничества 1792 года издания. Станция представляла собой трактир — постоялый двор с харчевней, почту и конюшню. 

Первым владельцем трактира был крупный земельный собственник, отставной полковник Н. Аршаневский, вскоре он перешел во владение известной в истории города династии Номикосовых. Здесь по тракту (фактически совпадает с нынешним шоссе-улицей) перевозились почта и разные грузы, осуществлялись поездки за частной или служебной надобностью. 

На станции Торецкой путники могли закусить, переночевать, сменить лошадей — в разное время здесь содержалось от 15 до 20 почтовых лошадей.

завод Красный Октябрь
Керамическое производство появилось здесь в конце XIX века – недалеко от железнодорожной станции, которая находилась на противоположном берегу, близ реки расположились два завода. 

Первый из них был построен в 1894 году и принадлежал немцам-колонистам Феттерам. Выпускал разный кирпич, черепицу, гончарные изделия. Спустя три года неподалеку от него заложен второй, принадлежавший Торецкому обществу огнеупорных изделий (ТООИ), основанному с целью «приобретения, содержания и развития действий завода изделий из огнеупорной глины, принадлежащего бахмутскому 2-й гильдии купцу Судерману» (названный купец также был из немцев-колонистов).

Этот завод производил огнеупорный кирпич и керамические изделия. Судерману принадлежало и имение Торецкое, расположенное здесь же. Вскоре ТООИ было ликвидировано и вместо него основано Торецкое товарищество керамического производства (ТТКП), которое производило шамотно-огнеупорный кирпич, трубы, марсельскую черепицу, радиальный и обыкновенный кирпич. 

В советское время завод был национализирован и продолжил работу. Специализировался на огнеупорах и других изделиях для металлургии, долгое время находился в ведомстве «Укрсиликаттреста», получил революционное название «Красный Октябрь», а в 30-е годы его значительно механизировали, расширили. 

На редком снимке того времени, а именно лета 1933 года, мы можем увидеть автогараж, как тогда называли, этого завода. Здесь сняты шоферы, механики и прочие его работники. Также как минимум пять автомашин и одно из зданий завода, очень примечательное в архитектурном плане. Внешний вид здания — судя по всему производственного цеха — указывает его принадлежность еще к основателям производства — немецким предпринимателям.



В 30-е годы поблизости от завода был заложен и парк. Что он в это время представлял, мы можем судить по снимкам и заметкам Владимира Шистко. Родился этот выдающийся человек в Константиновке в 1928 году и провел здесь детство и отчасти юность, а в 1950 году окончил живописное отделение Днепропетровского художественного училища. Известный художник-график, кандидат искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой станковой и книжной графики Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии им. Штиглица, мастер спорта СССР по альпинизму.

Так на паре фотоснимков объектив камеры запечатлел в парке компанию местных молодых парней и девушек атлетического сложения — увлекавшихся спортом, которые пришли сюда отдохнуть. Относительно парка, видны высокие деревья — видимо, тополя — стоящие в ряд вдоль берега реки, есть кустарники.

старое фото

Неподалеку от того места, где сделали снимки, находился стадион, который представлял собой футбольное поле и ряды деревянных скамеек для зрителей. Кроме того, в парке имелась «ракушка» для музыкантов и лавочки напротив. 

Здесь же на площадке танцевали под мелодии оркестра, как вспоминает одна из жительниц, тогда молодая девушка. «После войны осталась "раковина" и лишь стены. Я даже сделал несколько рисунков. Изредка на футбольном поле были встречи команд», — отмечает Шистко. К сожалению, о судьбе этих рисунков он не упоминает, видимо, они не сохранились.

На берегу реки находились пляж, лодочная станция и 10-метровая вышка с трамплином для прыжков в воду. Под пляж от камыша вычищалась часть берега рядом с водокачкой.

Последняя представляла собой кирпичное высокое здание у реки напротив вокзала. С началом войны — осенью 1941 года — водокачку взорвали и «все стало рушиться». «Но мы, пацаны, и во время оккупации бегали в жару на реку купаться. "Ты куда?" — "На речку! Пошли с нами!"». 



На лодочной станции можно было взять лодку напрокат и совершить неспешное путешествие на веслах в левую сторону за мост, перекинувшийся через реку, или вправо, до поворота реки и обратно. «Река была чистая и глубокая на середине. У берегов были заросли "очерета" — камыша».

Упомянутый здешний мост через реку тогда был деревянным. В целом появление первого моста на этом месте — он же первый на территории современной Константиновки — также связано с Большим трактом. Так, в начале XIX века отмечалось: «Устроен хороший каменный мост в станцию Тарецкой». 

С рекой Кривой Торец связаны и некоторые легенды о ее судоходности – разнящиеся в деталях, но схожие в том, что якобы когда-то давно здесь плавали некие корабли, в одной версий упоминается даже кем-то найденный значительных размеров якорь. 

Однако красивые легенды, как правило, не выдерживают противостояния фактам. Степная река не была пригодна для судоходства и в прошлом, о чем свидетельствуют источники, была еще мельче, чем сегодня. Летом сильно пересыхала, весной разливалась, а ледоход рвал мосты.

Прекращение существования парка Керамиков относится к 60-70-м годам прошлого века, и связано это с расширением завода «Красный Октябрь», а также с выравниванием русла реки при строительстве южного путепровода. 

Так, в конце 70-х железобетонная транспортная артерия перекинулась через Торец и железную дорогу. Старое русло было засыпано.

Несколько захоронений времен Великой Отечественной войны, которые были в парке, перенесли выше, на гору, установили здесь памятный обелиск, высадили лиственные деревья и ели, это место и сегодня можно посетить.

братская могила

С банкротством и полным разрушением в начале двухтысячных годах завода «Красный Октябрь» вся его территория оказалась заброшенной, заросшей порослью и бурьянами, изрытой экскаваторами, засоренной битым кирпичом и бетоном. Кривой Торец в районе бывшего парка сильно обмелел и зарос камышом, здесь развелось множество диких уток, а в леске на месте бывшего производства — фазанов.

руины завода красный октябрь Константиновка

Напомним, что Борис Колесников инициировал реконструкцию памятников в Константиновке и Константиновском районе. Мероприятие проводится в рамках годовщины освобождения Донбасса от немецко-гитлеровских захватчиков.

загрузка...

Новости партнеров


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии