Польский велосипед не роскошь, а средство передвижения
Еще раз о транспорте в Польше. В Нижнесилезском воеводстве самая большая часть бюджета тратиться на содержание дорог и общественного транспорта, до 50%. Стоимость проезда в трамвае и автобусе составляет 3 злотых (20 грн). Троллейбусы есть не во всех больших городах. Такой вид транспорта как маршрутки отсутствует)) Вместо них ходят скоростные автобусы. Проезд в них стоит на 50 грошей дороже, т.е 3-50 злотых (около 25 грн).
На первый взгляд цена кажется космической. Но учитывая европейские доходы, это нормально. Минимальная заработная плата в Польше составляет 1850 злотых (около 13 000 грн).
Кроме того существует система проездных билетов. Можно купить один билет на час и пользоваться любым видом транспорта. А можно от одного дня до недели. Или от одного месяца до года. Поляки выбирают наиболее выгодный тариф для себя. Для студентов существует 50% скидка.
За безбилетный проезд нарушителя ждет штраф размером в 100 злотых (700 грн) плюс цена билета. За переход дороги на красный свет или в неположенном месте – 200 злотых (1400 грн). За парковку без оплаты штраф в 50 злотых (350 грн). Поэтому вы не увидите европейца, перебегающего дорогу на красный цвет. А зайцев там вообще нет. Дешевле купить билет, чем заплатить штраф.
Билеты на проезд можно приобрести за наличку у водителя или в салоне в специальном терминале, но по банковской карте. Тут же стоит компостер. Но это аппарат не совсем привычен для украинцев. Вместо дырок на билете печатается штрих-код.
Новые польские трамваи напоминают мини-электрички, а автобусы быстрые и бесшумные. В некоторых городах общественный транспорт бесплатный.
Очень развито такое средство передвижения как велосипед. В городах все тротуары делятся на две части. Правая, она обозначена красным цветом, для велосипедистов, а левая для пешеходов.
Для тех граждан, у которых нет собственного велосипеда, существуют городские роверы. На каждом углу специальные велосипедные парковки и терминалы для оплаты.
Услуга вполне демократична. Первые полчаса бесплатно, затем два злотых (14 грн) в час. Некоторые поляки умудряются в течение получаса передвигаться от парковки до парковки бесплатно.
Возле торговых центров можно увидеть специальный мини-сервис для ремонта велосипедов с набором инструментов и насосом. Все для людей, все для народа))
Пешеходы и велосипедисты соблюдают правила и пользуются строго своей частью тротуара. Наша украинская группа журналистов не привыкла к такому делению и широко шагала по красной дорожке, чем искренне удивила пожилого поляка, который несколько раз воспользовался звонком.
В городе можно увидеть молодую женщину на высоченных каблуках крутящую колеса велосипеда, или прихожанку, спешащую на мессу, на велопарковке возле костела.
Украинцы тоже часто пользуются велосипедом, но наши тротуары не то что для велосипедистов не приспособлены, зачастую их вообще нет. Нередки случаи гибели под колесами автомобиля.
Чтобы стать настоящими европейцами нам нужно не просто вступить в Евросоюз. Прежде всего, необходимо поменять свое сознание и отношение к законам. До тех пор, пока будет возможность договориться со своей совестью, европейцев из нас не получится.