Автобусные перевозки в Польше: пассажиры сами выбирают транспортную кампанию
Следующие впечатления, которыми я хотела бы поделиться с читателями, это тема пассажирских перевозок в Польше. В течение недели мы три раза переезжали из одного города Нижнесилезского воеводства, в другой. Много ездили по окрестностям. Расскажу о самом первом переезде из Катовице во Вроцлав.
Немного впечатлений от автовокзала города Катовице. Само здание для трехсоттысячного Катовице маленькое. Можно даже сказать очень маленькое. Для сравнения – автовокзалы Покровска, Краматорска и Славянска по площади больше в разы. Но, при этом, совершенно не приспособлены под потребности пассажиров.
Каждый перевозчик имеет свою кассу. У популярных направлений есть терминалы для приобретения билетов. Очень развиты продажи через интернет. В день отправления можно купить билет только у водителя и это будет стоить дорого.
К примеру, расстояние от Катовице до Вроцлава 200 км. Стоимость билета варьируется от 12 (84 грн) до 35 (245 грн) злотых. Покупка билета в день отправления обойдется по максимальной стоимости. За несколько месяцев – по минимальной. Существуют различные промо акции. Наши организаторы приобрели автобусные билеты за три дня до отъезда по 16 (112 грн) злотых. Так что можно существенно сэкономить на проезде даже за короткое время до путешествия.
Не могу не отметить, что из Покровска до Днепра я такое же расстояние проехала на раздолбанном Богдане по ухабистой дороге. По времени и по стоимости это обошлось в два раза дольше и почти в два раза дороже.
Подавляющее большинство автобусов у перевозчиков туристического класса высшей категории. Транспортные кампании заботятся о своем имидже. Автобусы брендированы в цвета перевозчика.
Водители вежливые, аккуратные и одеты в фирменную форму. Как правило, это классические темные брюки и светлая рубашка с логотипом кампании. Поверх рубашки водители надевают фирменные куртки, когда выходят из автобуса подавать или грузить багаж. Да-да! В Польше водители сами подают багаж. Курить за рулем? О чем вы говорите!
Немного о комфорте автобусов. Мы ехали с перевозчиком Polski.Bus на автобусе марки WanXool. Наличие WI-FI не обсуждается, эта услуга присутствует априори. Обшивка сидений из эко кожи. Затасканных шторок на окнах нет. Вместо этого тонировка. Теперь внимание! Каждое кресло имеет пристяжные ремни! Те пассажиры, которые заботятся о своей безопасности, пользуется ими. Если вдруг полиция остановит автобус, то за непристегнутого пассажира водитель не платит штраф. Нарушитель платит сам за себя. Сумма в несколько сотен злотых.
Работает сплит-система кондиционирования воздуха. Над каждым сиденьем есть личные кнопки остановки автобуса, вызова стюардессы и регулятор громкости звука. К слову музыки в салоне вообще не было, что очень порадовало. Даже скучно стало. Ни тебе Сектора газа, ни Рамштайн.
Места в салоне не пронумерованы. Пассажиры садятся на свободные. Но некоторые транспортные кампании уже вводят нумерацию при продаже билетов.
Багаж складывается только в багажный отсек. Никаких чемоданов в салоне, через которые скачут украинские пассажиры. В отсеке чисто и все отделано обшивкой, напоминающей войлок. Можно не переживать за целостность своего багажа.
В ходе путешествия мы ехали как по бесплатным, так и по платным трассам. Оплату осуществляет не водитель, а кампания-перевозчик. Такое понятие как подобрать пассажира по пути не существует. Как и проезд без билета. За время поездки мы ни разу не остановились забрать посылочку!
Я не успела досконально ознакомиться со всеми нюансами пассажирских перевозок. Если будут дополнения, допишу в следующий раз. Но впечатления от поездки остались самые благоприятные. Кстати, забыла, в автобусе есть туалет и он работает))
Статья создана на основе опыта и информации, полученных в проекте "Институциональная поддержка — активизация местных средств массовой информации в миссии информирования о реформе децентрализации в Украине".