Скажите, доктор. Страх школы
Годы лютования над человеческими умами в специальном кабинетике и почти в белом халате, дают сильные основания утверждать, что не каждому родителю важен (нужен?) его ребёнок. Родить-то, оно родилось, а шо дальше – папа-мама хз, в лучшем случае, погуглят с орфографическими ошибками. Но есть и особо прокачанные по воспитательному левелу, достойные уважения и патрональной иконы в родительском пантеоне. Такие ходят к дохтуру. Они не мелят чепуху про то, что «наш ребёнок же не псих» и не экономят на оплате приёма достойного специалиста (лучше заплатить полторы сотни сейчас, чем отпаивать боярышником и ошейник потуже затягивать потом).
Специально для таких прекрасных граждан – от щедрот своих – ввожу новую рубрику «Скажите, доктор…», где доктор расскажет за то, что животрепещет. Конкретно сегодня - за то, что ребёнки боятся «первый раз в первый класс», что, естественно, крепко доставляет родителям.
В принципе, а, как не бояться? Первый, кто пугает – это посторонний взрослый, который, внезапно, становится важнее, главнее, чем мамочка и слёзы-капризы его не парят. Учитель оценивает и запрещает ошибаться. И то, и другое выступает завуалированной формой наказания, причём, наказания постоянно действующего, нависшего чёрной тучей в плохой день, когда нельзя идти гулять на улицу.
Школа с первого дня разделяет на касты, вначале – по букетам и нарядности праздничных бантиков, потом по успеваемости, воспроизведённым с выражением стишкам и количеству повторений пресса в минуту. Система работает, но не учит быть счастливым и, впервые за годы детства, ребёнок осознаёт, что может с чем-то не справиться никогда. Никогда не стать отличником, никогда не стать лучшим в классе спортсменом, никогда не быть самой красивой мечтой всех мальчишек, никогда не…
А там ещё «домашка», непривычный график, глупая еда, малопредсказуемые другие мальчики и девочки (по-умному, это называется «социальная микросреда», но то такое)…
Но фишка в том, что на самом деле, внутрях и корнях, боятся всей этой шелухи не дети-первоклашки, а их заботливые, правильные, уделяющие внимание родители. Сто тыщ мильонов исследований на тему, подтверждают факт: у подавляющего большинства (правда, мощно звучит – «подавляющее большинство»? Это ж оно настолько большое, что не просто количественное большинство, а, прям, подавляет…) детей первого года школы, адаптация к новым условиям жизни проходит вполне комфортно. Под этим понимается – не оказывает разрушающего влияния на психику. Если ещё проще – тяжело только первое время, да и то, скорее, физически, чем психологически. Психический аспект мелкого школьника он сильно сзади, это тебе не пубертат с прыщами и картинками про голых людей не твоего пола. Если у первоклассника всё в порядке на уровне организма: он сыт, высыпается, достаточное время проводит на воздухе, его никто не бьёт и даже разрешает поиграться во что-то любимое и привычное – нормально всё будет, отвечаю.
Это именно родители усугубляют, занося психику вперёд ручек, ножек и желудочка – «Ты пойдёшь в школу, это тебе не дома», «ты ж должен будешь слушаться», «ты должен будешь то, должен будешь сё»… А он/она ничё не должен. Он/она просто живёт день до утра и, пока ещё, верит, что мама никогда не умрёт.
У детей этого возраста, путём волшебных манипуляций с конфетками и тестовыми методиками, выявили три главных страха, и страха перед школой там вообще нет. Они боятся пожара, сделать что-нибудь плохо и смерти родителей.
Потому, если ты спросишь «Как быть, чтобы мой ребёнок не боялся школы?» - не поджигай, хвали его почаще, и постарайся не помирать, хотя бы, какое-то время.