Устойчивое развитие является ли ключом к успеху в бизнесе?
Что такое устойчивые компании? Это компании, вкладывающие значительные средства в устойчивое развитие, защиту окружающей среды и развитие социальной сферы. Кажется, что они могут понести более высокие расходы и стать менее выгодными, но доходность акций участников ренкинга говорит об обратном. Если бы вы инвестировали в компанию-участника ренкинга $100 в 2005 году, то в 2016 она стоила бы $232.
Все дело в том, что сегодня общественная озабоченность по поводу устойчивости стала максимально популярной. Между тем, руководители крупных корпораций во всем мире все чаще сталкиваются с проблемой оправдания ожиданий широкого круга заинтересованных лиц, среди которых как потребители, так и партнеры – ведь от лояльности рынка зависит доход корпораций. В результате устойчивое развитие в настоящее время стало неотъемлемым компонентом долгосрочного успеха компании, и тому есть убедительные доказательства.
Эксперты TheGardian сравнили 180 американских компаний, 90 из которых относятся к устойчивым, а еще 90 – к не устойчивым. Эта классификация была основана на принятии политики в области окружающей среды, социальной политики и управления (ESG) в 1990-х годах, которая укрепила культурную значимость такого понятия, как устойчивость. Примеры природоохранной политики включали политику сокращения выбросов углерода, политику зеленой цепи поставок и стратегии в области энергетики и водосбережения. Социальная политика включала в себя баланс между работой и жизнью, улучшение здоровья и безопасности работников, а также расширенные обязательства компании перед работниками, деловую этику. Также в рейтинге учитывались такое показатели, как безопасность выпускаемого компанией продукта для здоровья.
Компании, чей рейтинг устойчивости был признан высоким, в значительной мере изменили внутреннюю политику и стремятся соответствовать описанным выше критериям. В основном компании принимали изменения в 1990-х годах. Исследователи сравнили две группы компаний, одинаковые с точки зрения финансовых показателей в начале 1990-х годов, чтобы изучить долгосрочные результаты воздействия политики устойчивости на бизнес.
Выяснилось, что организации с высокой степенью устойчивости характеризуются структурой управления, которая прямо и непосредственно учитывает экологические и социальные показатели компании в дополнение к финансовым показателям. Такие компании склонны возлагать ответственность за соблюдение внутренних требований компаний к социальной политике и охране окружающей среды на совет директоров для обеспечения устойчивости. Такие компании более внимательно относятся к клиентам, НПО, представляющим гражданское общество – они больше нацелены на результат и готовы работать для его достижения. Такие компании также не просто реализуют программы по защите окружающей среды – они склонны оценивать результат своей деятельности и сообщать об экологических и социальных показателях этой деятельности в дополнение к своим финансовым результатам. Их внешние коммуникации также более долгосрочны. Неудивительно, что организации с высокой устойчивостью имеют более долгосрочных инвесторов.
Эти различия в поведении отражаются на финансовых показателях. За 18-летний период компании с высокой степенью устойчивости значительно превзошли по выручке те организации, что не уделяют достаточного внимания социальной политике или политике по охране окружающей среды. Средний годовой доход «устойчивой» компании традиционно на 4,8% выше, чем у их коллег и с более низким показателем. Компании с высокой устойчивостью также добились большего успеха, измеряя рентабельность собственного капитала и доходность активов.
Эти исследования дают убедительные доказательства того, что социальная политика и политика по защите окружающей среды оправданны. Критики утверждают, что такой подход может снижать акционерную стоимость компании, но этот тезис уже опровергнут. Доказано обратно, что компании, которые управляют своими экологическими и социальными показателями, имеют превосходные финансовые показатели и фактически создают большую ценность для своих акционеров. Они делают это, привлекая и удерживая лучших и более преданных делу сотрудников и получая больше лояльных клиентов. По мере того, как общественные ожидания в отношении ответственных экологических и социальных практик со стороны компаний будут продолжать расти, преимущество компаний с высокой степенью устойчивости также увеличится, поскольку они будут способствовать устойчивому развитию общества.