Железные дороги сквозь времена (станция №1, отправная)
Возможно, прямо сейчас под протяжные гудки Константиновку пересекает очередной товарный состав, скорый поезд «Константиновка-Одесса» или экспресс «Хюндай». Железная дорога всем знакома, привычна. Другое дело, в 19-м веке. Тогда местное, преимущественно, сельское население с удивлением наблюдало, как буквально там, где ещё вчера они садили рожь или косили сено, протянулось железнодорожное полотно, по которому бегали дышащие паром стальные машины. Какие мысли их посещали? По тем временам это было удивительное, новое явление, достижение техники и инженерной мысли. Вслед за стремительными локомотивами, в обыденность здешней жизни ворвались перегоны-вагоны-пероны-семафоры.
Открылась Курско-Харьковско-Азовская железная дорога 5 января 1870 года по новому стилю (23 декабря 1869 г. по старому). Построенная за короткий срок – 20 месяцев – дорога была достаточно большой по масштабам своего времени. Она открыла путь к морским портам для местной сельскохозяйственной продукции, преимущественно зерна, которая шла дальше на экспорт в трюмах пароходов и парусных судов.
На линии возникли станции, будущие города: Краматорская (полустанок), Дружковка, Константиновка, Никитовка, Горловка и другие.
Строительство железных дорог, вместе с открытиями учёными-исследователями залежей полезных ископаемых, выдало билет в новую эпоху - индустриальную. Вскоре вокруг открывшихся станций возникли заводы, посёлки и колонии.