Боль Чернобыля – ее боль
Глядя на эту симпатичную женщину, трудно сказать, что она перенесла несколько операций и является «чернобыльцем» первой категории. И что Чернобыль стал болью всей ее жизни.
Первого мая 1986 года Таня вместе с однокласниками нарядными пришли на демонстрацию. Взяли с собой шары, флажки и цветы.
Однако классный руководитель предложила им всем пройти в автобусы. На вопросы детей ответила, что их везут в летний лагерь, и учиться школьники уже не будут. Ребята с радостью восприняли эту новость.
Конечно, взрослые говорили между собой, что что-то произошло на Чернобыльской АЭС, но официально никакой информации о трагедии не было.
– Привезли нас в лагерь в Херсонской области, — рассказывает Татьяна Николаевна, — и сразу — в душ. Но и это нас не удивило, с дороги ведь. А когда нам вместо нашей одежды выдали какую-то больничную, стали смеяться друг над другом.
И еще помню, как медики, осматривая нас с помощью какого-то прибора, повторяли слово «Зашкаливает». Что я тогда в одиннадцать лет могла понимать, да и не только я…
Танин отец тогда работал машинистом и возил грузы из родного Коростеня в Чернобыль. Через месяц состояние его здоровья резко ухудшилось. Доктора направили его в Киев, а там осматривавший его профессор, порекомендовал срочно уехать из Коростеня подальше.
И хотя этот город находился в зоне добровольного выселения, семья уехала к родственникам на Донбасс, в город Покровск. Татьяна выросла, закончила школу и вскоре вышла замуж.
Особых проблем со здоровьем у девушки не было. Начались они позже в 1996 году с нарушения функций щитовидной железы. Тогда они с мужем жили уже в Константиновке.
— Я благодарна судьбе, — продолжает рассказ Татьяна, — за то, что дала мне такого мужа. Мой Виталий не отходил от меня в послеоперационный период. Благодаря его любви и заботе мне удалось перенести эти пять операций. Да и сегодня он для меня надежда и опора. И для меня, и для детей наших.
Женщина говорила это так искренне, и создавалось впечатление, что счастье этой семьи сегодня ничем не омрачено. Муж работает в сельском хозяйстве. Сын Артем уже трудится юристом, дочь Алена учится в академии МВД и мечтает стать следователем.
Однако болезнь постоянно напоминает о себе, постоянно нужно проходить курс лечения. В РДЦ (реабилитационно-диагностический центр) и лечение, и лекарства для чернобыльцев являются бесплатными, но этого не достаточно. А много их можно купить на пенсию в 1 700 гривень, которую женщина получает как инвалид-чернобылец третьей группы.
И хоть по закону она имеет право на бесплатный проезд в городском транспорте, но не пользуется им. Не удобно ей забирать это право у старушек, ждущих своей очереди на бесплатный проезд на остановках.
По мнению Татьяны Николаевны, помощь таким, как она, а особенно ликвидаторам аварии, со стороны государства должна быть более весомой. Ведь с каждым годом таких людей остается все меньше.
А 26 апреля она обязательно пойдет на митинг, посвященный дню Чернобыльской трагедии. Чтобы выразить благодарность тем, кто 32 года назад рисковал своей жизнью, ликвидируя последствия страшной аварии. За их мужество и стойкость. И возложить цветы к памятнику тех, кого уже нет…