МВФ отложил запланированное на 20 марта рассмотрение вопроса о предоставлении Украине очередного четвертого транша в размере 1 млрд долларов. Причина — фонд потребовал предоставить расчеты экономических последствий от введения торговой и транспортной блокады оккупированных территории на востоке страны. Минфин рассчитывает на согласовании всех параметров в кратчайшие сроки.
По данным РБК-Украина, правительство рассматривает два сценария развития при транспортной и товарной блокаде ОРДЛО. Минимальные потери при адаптации экономики к условиям блокады будут состоять в снижении темпов роста ВВП на 1,2 процентные пункты (п. п.), росте курса к концу года — на 3 грн/доллар. В случае пессимистического сценария падение составит 2,5 п. п и 5,6 грн/доллар соответственно. Рост обменного курса позитивно повлияет на доходы госсектора в пределах 3,9 — 4,7 млрд грн и поступления в сводный бюджет страны — 5,2 — 6,7 млрд грн. Падение отчислений от налога на доходы физлиц, налога на прибыль, внутреннего НДС, в также ЕСВ, который идет в Пенсионный фонд будут компенсироваться другими налогами. Даже при снижении объемов импортных операций Минфин рассчитывает получить максимум 7 млрд грн НДС.
Фонду нужны цифры
О том, что вопрос о предоставлении Украине очередного транша пропал из повестки дня совета директоров МВФ, стало известно в воскресенье. Совет планировал принять решение о выделении четвертого транша в размере 1 млрд долларов. Комментируя это решение Минфин заявил, что рассмотрение вопроса перенесено на короткий срок. Это вызвано исключительно необходимостью уточнить расчеты экономических последствий от мер, принимаемых Украиной в ответ на захват предприятий на оккупированном Донбассе, а также в связи с признанием российской стороной «документов», выданных на этих территориях. «Уточнение этих расчетов важно для обеих сторон ради максимальной эффективности программы. Соответствующие консультации уже начаты. Планируем их завершить в кратчайшие сроки», — отметил министр финансов Александр Данилюк. Вчера и Нацбанк отреагировал на решение МВФ, отметив, что регулятор также планирует обновить макроэкономические прогнозы с учетом эффекта торговой блокады ОРДЛО. Для этого уже в понедельник — 20 марта — на внеочередное заседание планирует собраться комитет НБУ по монетарной политике. Напомним, блокада ОРДЛО началась 26 января по инициативе некоторых народных депутатов и ветеранов АТО.
Вначале президент Петр Порошенко и премьер-министр Владимир Гройсман называли блокаду фактором, который дестабилизирует экономическую ситуацию. Однако уже 16 марта Порошенко подписал указ, которым ввел в действие принятое накануне решение СНБО о прекращении транспортного сообщения с ОРДЛО. В правительстве до этого никаких оценок о потерях для экономики и бюджета не делали. Первыми, кто спрогнозировал потери был Нацбанк и его глава Валерия Гонтарева. В начале марта она заявила, что если блокада продлится до конца года, то рост ВВП может быть замедлен до 1,5%. Были и другие оценки потерь. Так, замминистра по вопросам временно оккупированных территорий Юрий Грымчак заявил РБК-Украина: «Около 5% мы потеряем в комплексе, и это потери все не только с учетом предприятий, которые на неподконтрольной территории, но и на подконтрольной, которые имели производственные связи и цепочки с теми предприятиями». МВФ вчера так официально и не прокомментировал перенос сроков рассмотрения украинского вопроса.
Однако, как сообщает Bloomberg, фонд отложил заседание правления по Украине после того, как страна ввела торговую блокаду «с ее сепаратистскими регионами». Информагентство ссылается на электронное письмо представителя МВФ в Украине Жерома Ваше, который заявляет о необходимости провести «оценку последствий последних событий для программы». Заместитель исполнительного директора от Украины в Международном валютном фонде Владислав Рашкован на своей странице в Facebook также написал, что перенос связан с необходимостью оценки влияние «совсем недавних событий» на условия и показатели программы и при этом выразил надежду, что фонд быстро вернется к рассмотрению вопроса о четвертом транше. Главный экономист инвесткомпании Dragon Capital Елена Билан предполагает, что задержка с рассмотрением может быть несколько недель. «Думаю, не дольше, так как дело в уточнение макропрогнозов. Это не требует длительных переговоров», — уточнила Билан.
В свою очередь собеседник РБК-Украина, знакомый с ситуацией, отмечает, что решение МВФ было вполне ожидаемым, и почему Рашкован и Данилюк «не предусмотрели такого поворота событий, большой вопрос». «МВФ очень механически подходит к этим вещам. Если есть что-то, что влияет на цифры бюджета, то нужно пересчитывать. Теперь не совсем понятно, как решение можно перенести «на чуть-чуть»», — говорит собеседник издания. В пресс-службе Минфина так и не смогли ответить на запрос РБК-Украина относительно сценариев влияния на экономику и доходы бюджеты. Однако, как стало известно изданию из собственных источников, в своих расчетах правительство пока исходит из того, что транспортная блокада продлится до конца 2017 года.
Сценарии будущего
Правительство рассчитывает последствия блокады по двум сценариям — оптимистическому и пессимистическому (см. ниже).
Если их обобщить, то темпы развития экономики сократятся в пределах 1,2 — 2,5 п. п., а номинальный ВВП, в зависимости от развития ситуации, снизится от 25,8 млрд грн до 39 млрд грн. В случае оптимистичного сценария, когда экономика адаптируется к новым условиям, потери от снижения экспорта прогнозируются на уровне 1,2 млрд долларов, при пессимистичном — почти 1,8 млрд долларов. Импорт может сократиться на 0,63 млрд долларов и почти 1 млрд долларов соответственно. Отметим, что на прошлой неделе министр финансов не исключал, что блокада может обойтись экономике в «минус 1,5% ВВП, а по пессимистическому сценарию — до 2,5%». В Кабмине исходят из того, что блокада непременно скажется на курсе доллара. Согласно расчетам правительства, обменный курс в среднем за весь период (прогнозы на март-декабрь) может составить +1 — 1,4 грн/доллар, а на конец года он может увеличиться на 3 — 5,6 грн/доллар. Напомним, госбюджет рассчитывался исходя из среднегодового курса в 27,2 грн/доллар.
Изменения макропоказателей повлияют на поступления налогов. Речь идет о сводном бюджете (общий плюс местные бюджеты) и отчислениям по единому социальному взносу, который администрирует в Пенсионный фонд. Ситуация с налогами такова: — при пересмотре фонда оплаты труда («минус» 6,3 и 9,14 млрд грн соответственно) поступления от ЕСВ могут сократится на 1,4 — 2 млрд грн, а от налога на доходы физлиц — на 1,2 — 1,8 млрд грн; — недобор по налогу на прибыль прогнозируется в пределах 0,7 — 1,2 млрд грн; — недопоступления по импортному НДС при сокращении объемов ввоза — на 2,4 — 3,6 млрд грн. Но при изменении курса эффект будет позитивным и, в гривневом эквиваленте, поступления могут увеличиться на 7,7 — 10,8 млрд грн; — внутреннего НДС бюджет может недосчитаться более 1 млрд грн, исходя из сокращения номинального ВВП и объемов потребления. Таким образом, в связи с колебаниями курса в бюджет может быть перечислены дополнительные деньги, что частично компенсирует потери по другим налогам. Потери доходной части госбюджета от госсектора могут составить от 6,7 до 10 млрд грн, но при увеличении обменного курса будет позитивное влияние на доходы в пределах 10 — 15 млрд грн. Кумулятивный эффект — 4 — 4,7 млрд грн.
По оценкам Государственной фискальной службы, потери доходов от предприятий, зарегистрированных на неподконтрольных территориях Донецкой и Луганской областей, могут составит 9,7 млрд грн (данные без учета курса, и исходя из фактической уплаты в январе-феврале 2017 года, — ред.). Львиная доля потерь — 6,2 млрд грн — по бизнесу, который перерегистрировался на подконтрольную властям территорию, но производственные мощности которых остались в ОРДЛО.
В правительстве отмечают, что при изменении обменного курса, увеличится и расходная часть бюджета. В первую очередь, на обслуживание госдолга. По предварительным оценкам, минимальная потребность на погашение долга, его обслуживание, выполнение долговых и гарантийных обязательств государства может составить 1,7 — 2,5 млрд грн (среднегодовой показатель курса) и 5,7 — 10,9 млрд грн (курс на конец года). С учетом всех факторов, оптимистичный сценарий предполагает минимальное негативное влияние на бюджет — в размере до 2,2 млрд грн. Максимальный негативный эффект ожидается в случае применения «прогнозного курса на конец года». В таком случае расходы увеличиваются до 5,7 — 10,9 млрд грн, объемы погашения растут до 7,8 — 14,6 млрд грн, соответственно влияние блокады оценивается до почти 21 млрд грн.
Комментарии