Глава подкомитета по вопросам взаимодействия государства и бизнеса и инвестиций Комитета по вопросам экономического развития Игорь Марчук заявил, что сегодня более 8,9 млн украинских граждан остаются за границей из-за войны. С начала 2023 г. эта цифра выросла еще на 900 тысяч. То есть, 57% экономически активного населения Украины находятся за ее пределами и почти не влияют на ее экономику.
По его утверждению, пример стран, в которых находятся украинские беженцы, доказывает, что лимит дохода налогоплательщиков на упрощенной системе должен быть больше.
Основные страны-реципиенты, в которых нашли убежище украинцы, это Польша – более 1,5 млн человек, Германия – более 1 млн, Чехия, Италия, Испания, Румыния.
Согласно расчетам Европейского центрального банка (European Central Bank), 55% вынужденных эмигрантов из Украины трудоустраиваются или активно ищут работу в странах-реципиентах. Итак, перспективы возвращения в Украину около 5 млн. граждан под большим вопросом. И время, к сожалению, работает против Украины.
Сейчас в Европе развернулась настоящая борьба за украинцев. Германия еще в 2022 году объявила о намерениях ежегодно привлекать 400 тысяч квалифицированных рабочих из-за границы. О необходимости привлечения дополнительной рабочей силы заявили Польша, Румыния, Литва, Эстония.
Борьба за квалифицированные кадры среди мигрантов из Украины вполне понятна. Ведь вынужденная миграция из Украины и пребывание украинцев за рубежом имеет большую выгоду для стран-реципиентов.
Что нужно для того, чтобы вернуть украинцев в Украину?
Государству необходимо создавать существенно лучшие социальные, экономические, финансовые и фискальные стимулы для реализации предпринимательского потенциала наших граждан в рамках украинской экономики.
Очевидно, что специальные налоговые режимы являются наиболее эффективным инструментом во многих случаях. Особенно когда речь идет о компромиссной детенизации, которая в большей или меньшей степени актуальна для любой страны.
Для решения сверхважной задачи возвращения украинцев в Украину государство должно не слепо копировать фискальные политики стран-соседей относительно системы и ставок налогообложения микро- и малого бизнеса, а создавать стимулы, которые будут существенно лучше, чем существующие в странах-реципиентах.
При прочих равных условиях, чем институционально сильнее то или иное государство, тем больший налог оно может себе позволить устанавливать для микро- и малого бизнеса. Тем более опыт развитых стран мира это легко доказывает.