Социологические опросы, сообщения в СМИ, многочисленные реакции в социальных сетях и, наконец, бытовые истории свидетельствуют о высоком уровне недоверия к украинским судам. В то же время значение этой ветви власти чрезвычайно велико.
Обо всех этих аспектах, а также о реформировании судебной системы, об изменениях, которые касаются взаимоотношений гражданина с судебной властью и о других проблемах шла речь во время пресс-завтрака с заместителем председателя Краматорского городского суда Донецкой области Анастасией Михальченко.
Интересно, что отношение людей к судейству отличается. Это подтвердили два социологических опроса, проведенные осенью 2017 года во всех регионах Украины, кроме Крыма и оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей. Их провел Центр Разумкова при поддержке Совета Европы. Результаты анализа свидетельствуют о высоком уровне недоверия к государственным органам в целом. Однако исследование также выявило причину неоднозначного отношения к судебной системе и изменение баланса доверия между теми, кто имел непосредственный опыт общения с судами, и теми, кто такого опыта не имел. То есть важным фактором исправления ситуации относительно доверия судам и судьям оказывается информационное поле, а не только средства какого бы то ни было влияния на судей.
Изменить отношение общества к судам и судьям – актуальна задача сегодня. Реформирование судебной системы может стать тем рычагом, который откроет путь доверия населения к судам. Попытки реформирования продолжались на протяжении всех 26 лет независимости Украины. Последняя началась летом 2016 года с утверждением ВР изменений в Конституцию в части правосудия и появлением нового Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей». Изменения содержат несколько важных компонентов: электронный суд, квалификационные оценки судей, Общественный совет добродетели, э-декларации, избрание в составе каждого суда судьи-спикера и т.п.
Важным моментом реформирования судебной системы стало квалификационное оценивание судей. Оно позволяет оценить каждого судью на соответствие занимаемой должности. Оценивание производит Высшая квалификационная комиссия судей Украины (ВККСУ). Проводится оно по методологии, которая включает не только проверку профессионализма, знания законов судьи, но и его психологического состояния и соответствия высоким моральным требованиям. Квалификационное оценивание судей продолжается уже более девяти месяцев. За это время в нем участвовали почти 1400 судей.
«Отмечу, что существует определенная часть судей, которые не проходят процедуру. Сейчас это 15-18%. Относительно Краматорского суда хочу сказать: состав судей заметно молодеет, приходят кадры с другим отношением к жизни и профессии», – подчеркнула Анастасия Михальченко.
Эффективным инструментом контроля над судейской ветвью власти стало электронное декларирование (э-декларирование) – еще одна важная составляющая реформы. Благодаря декларациям, которые доступны для всех заинтересованных, граждане имеют возможность не только видеть информацию о доходах судей, но и мониторить изменения их финансового или имущественного положения, анализировать соответствие доходной и расходной частей. За заведомо недостоверные сведения в декларации предусмотрен административный штраф и даже уголовная ответственность. Декларанты, которые прекращают свою деятельность, связанную с выполнением функций государства или местного самоуправления, все равно обязаны подавать декларацию на следующий год после этого.
«О любых фактах нарушения сроков представления или отсутствия деклараций, несоответствия доходов с расходами, недостоверной информации в декларации и т.п. у граждан есть возможность обратиться к НАПК с заявлением о соответствующей проверке», – отметила Анастасия Михальченко.
Оживленная дискуссия участников встречи развернулась вокруг финансовой части работы судей. Некоторые интересовались несоответствием доходов граждан и судебным сбором, некоторые сделали упор на разрыве доходов судей с доходами значительной прослойки граждан. Анастасия Михальченко пояснила, что судебный сбор – это не только важный источник финансирования судебной системы. Это еще и эффективный инструмент для существования определенных ограничений доведения судейства до состояния «броуновского движения», когда дела и иски могут приобрести категории «дело ради дела, иск ради иска». Зато для целого ряда уязвимых категорий граждан существует освобождения уплаты от судебного сбора.
Относительно зарплаты судей Анастасия Михальченко высказала мнение о том, что высокой ее можно назвать лишь на фоне общей картины доходов большинства населения. При этом нагрузка и ответственность судей несравнимы со многими профессиями. В целом это вопрос не высоких доходов судей, а очень низких доходов большой категории работающих украинцев.
Во время ответов на многочисленные вопросы стало известно, что Краматорский суд стал уделять больше внимания исправлению ситуации с невнимательным отношением части коллектива суда к гражданам, к тому же сейчас обеспечен более удобный график работы. Так, например, отменены ограничения по дням в части получения или подачи документов, переведена на непрерывный режим работы канцелярия суда. Надо отметить, что только на этом участке раньше надо было тратить кучу времени.
«Вообще, чем дальше, тем больше я убеждаюсь, что судья – это зов сердца и понимание большой ответственности. Ведь пребывание в состоянии постоянного понимания того, что решение суда принимается не каким-то [условным] "судьей Пупкиным", а государством – иногда может стать очень тяжелым бременем или невыполненным заданием. А вот понимание этой истины как своей сущности позволяет двигаться и расти в профессии. И это также неотъемлемая часть реформирования – изменение мышления человека, который решил стать судьей», – сказала в завершение заместитель председателя Краматорского городского суда Донецкой области Анастасия Михальченко на пресс-завтраке, прошедшем в рамках проекта «Повышение осведомленности общественности о состоянии и ходе судебной реформы на местном и национальном уровнях». Проект выполняется ВОО «Комитет избирателей Украины» в рамках Программы Агентства США по международному развитию (USAID) «Новое правосудие».
Комментарии