Необъявленная война в Донбассе постоянно напоминает о себе, даже на подконтрольных украинской власти территориях, где боевые столкновения завершились еще в минувшем году.
На месте боев остается множество неразор- вавшихся снарядов, гранат и мин. За последние полгода в области от таких «подарков» погибли пятнадцать человек, из них – трое детей. Нынешние реалии таковы: малыши, еще не освоившие азбуку, точно определяют различные виды оружия. Поэтому ничуть не удивительно, что в школах Краматорска прошел урок по основам минной безопасности.
Образцы неразорвавшихся боеприпасов в ОШ №32 спасатели выставили на школьной спортивной площадке. У мальчишек запрыгали искорки в глазах: «Ух ты, круто!» Так и захотелось прикоснуться руками и проверить на прочность.
– Страшно, – говорит директор школы Николай Крупченко, – что мы теперь очень много говорим о войне. Школа не должна этим заниматься. Хотя мы видим, что без школы, без знаний, которые мы даем детям о мерах безопасности, теперь уже, пожалуй, не выжить.
Взрывотехники показывают неразорвавшиеся снаряды, кассетные боеприпасы, гранаты, мины. Рассказывают о принципах действия и мерах предосторожности при их выявлении. Уверены, что информацию не только хорошо усвоят, но и донесут взрослым.
– Через детей, их эмоции и общение с родителями, – выражает надежду заместитель начальника главного управления ГСЧС Украины в Донецкой области Ирина Подашевская, – взрослые будут внимательнее относиться к возможности обнаружить в самых неожиданных местах такие «подарки».
Саперы сегодня выполняют титаническую работу, но главное, что карт минных полей практически нет, а это значит: неприглядная статистика, приведенная выше, может измениться.
Еще один аспект гибридной войны – психологический. Если говорят, что взрослые, вынужденные покинуть свои дома из-за боевых действий, нуждаются в психологической реабилитации, то дети – подавно.
Представитель ЮНИСЕФ в Украине Джованна Барберис, которая позавчера посетила города севера нашего региона, считает, что уровень психологической травмы и стресса, которые пережили дети, огромен.
– Мы полагаем, что около 186 тысяч детей, которые переселились, – сказала она после позавчерашнего визита в северные регионы области, – плюс дети, которые остались на не контролируемых Украиной территориях, испытали различного рода психологические и социальные травмы. Около 1,7 миллионов детей пострадали от конфликта прямо или косвенно.
Помочь таким детям «прий- ти в себя» обязаны более двух тысяч психологов, прошедших обучение по специальным программам этой международной организации. По последним данным, помощь психологического и социального плана получили уже 36 тысяч детей и подростков. Но это – капля в море на трудном пути к долгожданному миру.
Комментарии