«Эмболия околоплодными водами» — такой диагноз при родах поставили врачи Покровского перинатального центра Ольге Бондаренко. Попадание околоплодных вод в кровоток матери вызывает осложнения, после которых женщины обычно не выживают. Это достаточно редкое заболевание. В Донецкой области за последние пять лет было зафиксировано три таких случая. Все они закончились смертельным исходом.
Но Ольга родилась под счастливой звездой. Врачам удалось спасти жизнь ей и ребенку. Однако женщина считает, что опасности можно было избежать, если бы покровские медики вовремя сделали кесарево сечение. В непростой ситуации разбирались журналисты ZI.
Версия пациентки перинатального центра
Мы встретились с Ольгой Бондаренко накануне выписки. Женщина согласилась рассказать о том, что с ней произошло:
«Я сама из Красногоровки. В родильное отделение Покровска приехала по направлению своего лечащего врача Улановской Татьяны Васильевны заранее. Мы живем в красной зоне и в случае обстрелов скорая помощь может туда не приехать. Сначала меня не хотели принимать и спрашивали, с каким врачом я договаривалась. Обязали сразу же наличными оплатить страховку 3800 гривень».
По словам Ольги, таких денег при ней не оказалось, ведь она поступала по направлению. Попросила дать расчетный счет, чтобы перевести средства, но ей отказали. С конкретным врачом женщина договариваться не собиралась. Роды должен был принять дежурный врач. После двух часов ожидания Ольгу определили в отделение, где до родов она провела три недели.
На сорок первой неделе начались схватки. «Меня повели на УЗИ, сделали кардиограмму. Сказали, что маловодие, ребенок переношен и отправили в родзал. Там мне прокололи околоплодный пузырь, в водах обнаружили меконий. Я увидела зеленые пятна на пеленке, хотя все быстренько убрали», — рассказывает Ольга.
По словам Ольги Бондаренко, ее осмотрели заведующий отделением Иван Цыганок и акушерка. Врачи ушли, и женщина осталась одна. До 14:30 она чувствовала себя нормально, а потом начались сильные боли и рвота. «Я звала акушерку и просила, чтобы мне сделали кесарево или хотя бы обезболили. В три часа стало еще хуже, и я закричала, что умираю», — вспоминает Ольга.
Потом женщина потеряла сознание, а очнулась на следующий день утром. Ольга считает, что врачи должны были сразу делать ей кесарево сечение, после того, как обнаружили меконий (первородный кал) в околоплодных водах. Тогда ни ей, ни ребенку ничего бы не угрожало.
«Дочь наглоталась околоплодных вод, у нее не раскрылось одно легкое и началось воспаление. Считаю, что врачи в такой ситуации должны были исправлять свои ошибки и не требовать деньги на лечение. Я пять часов провела в коме. Все медикаменты мои родственники оплатили за свой счет», — резюмирует Ольга Бондаренко.
Вытащили с того света
Журналисты ZI попросили главного врача Покровского перинатального центра прокомментировать ситуацию. «Женщина поступила к нам 23 октября на сроке 38-39 недель беременности. Обычно на таких сроках в отделение мы не кладем, но учитывая, что пациентка прибыла из Красногоровки, сделали исключение, — говорит Иван Цыганок, — родовые пути у нее были зрелые, нормальные. Согласно медицинским протоколам, если до 41-й недели женщина не рожает самостоятельно, тогда врачи принимают решение о дальнейшем родоразрешении».
По словам Ивана Ивановича, пациентку регулярно осматривал лечащий врач. Ровно на сорок первой неделе, 9 ноября, у Ольги Бондаренко началась родовая деятельность. В час дня женщину перевели в родзал, где она находилась под наблюдением лечащего врача и акушерки.
«В два часа дня у роженицы отошли воды, окрашенные меконием. Если такое происходит, то мы подсоединяем женщину под кардиомониторы и она наблюдается непрерывно. Лечащий врач осмотрел ее в час дня, а в два часа меня пригласили для совместного осмотра», — говорит Иван Цыганок.
В три часа дня главному врачу сообщили, что роженица почувствовала себя плохо. На момент осмотра Ольга была уже без сознания. Одним из вариантов предварительных диагнозов была эмболия околоплодными водами. Это заболевание, которое встречается один раз на пятнадцать тысяч родов. После него наступают серьезные осложнения, которые чаще всего приводят к смерти.
«В течение двух-трех минут врач Сергеев провел интубацию. Были в срочном порядке вызваны невропатолог и окулист, которые констатировали глубочайшую кому. Роженица не реагировала на свет, нужно было срочно спасать плод. На восьмой минуте от момента постановки диагноза мы извлекли живого ребенка», — комментирует Иван Цыганок.
Младенца в состоянии гипоксии передали неонантологам. По словам главного врача, предварительный диагноз «эмболия околоплодными водами» полностью подтвердился после анализов. Пациентке ввели дорогостоящие препараты («Октаплекс» и «Пабал») и подключили к аппарату искусственной вентиляции легких. На втором этапе реанимации вводили плазму крови.
«Мы боялись осложнений, связанных с работой почек и легких. Но все обошлось. Женщина уже ходит самостоятельно, кормит ребенка грудью, и мы готовим ее к выписке», — резюмирует Иван Цыганок. По словам главного врача, это единственный случай спасения роженицы в Донецкой области при таком диагнозе. А по всей Украине зафиксированы единичные случаи выживания после эмболии околоплодными водами.
Оценка областного департамента здравоохранения
Действия покровских медиков положительно оценили чиновники департамента здравоохранения Донецкой облгосадминистрации. Начальник отдела лечебно-профилактической помощи детям и матерям управления организации и развития медицинской помощи населению Сергей Дорошенко в курсе случившегося и подробно прокомментировал этот случай журналистам ZI.
«Покровские врачи настолько быстро среагировали, что только благодаря их слаженным действиям женщина осталась жива. Иван Иванович Цыганок оказывал ей помощь на месте, вся больница была поднята по тревоге, мобилизованы все ресурсы, потому, что очень много крови и плазмы понадобилось для пациентки. В телефонном режиме корректировались действия со мной, с областным и даже республиканским анестезиологом», — говорит Сергей Дорошенко.
По словам Сергея Анатольевича, ситуацию улучшила бы санитарная авиация, которой пока нет в Донецкой области. Но современные технологии позволяют проводить консультации на уровне телемедицины.
«Как только появилась возможность, сразу же были приглашены специалисты из Краматорска. Помощь оказывалась на достаточно высоком уровне, своевременно и качественно. Я лично приезжал в Покровск на третьи сутки после случившегося и хотел встретиться с родственниками, чтобы выслушать их претензии. Но никто из них не захотел встретиться ни с главным врачом, ни с представителями департамента», — говорит Сергей Анатольевич.
По словам Сергея Дорошенко, в этом случае не было прецедента для проведения служебной комиссии в связи с благополучным исходом и отсутствием жалобы в департамент. Поэтому официального служебного расследования не проводилось. «Но по каждому подобному случаю мы проводим тщательный анализ. В данном случае для служебного расследования нет оснований».
Сергей Анатольевич поделился с журналистами ZI, что 27 ноября запланировано совещание с участием заместителя руководителя областного департамента о регионализации перинатальной помощи. На совещании с докладом выступит Иван Цыганок, он расскажет коллегам-медикам о спасении Ольги Бонаренко.
«Заведующие отделений больниц области, районные и городские специалисты будут разбирать этот случай. На каких этапах и что сделано, своевременно или нет. Но в Покровске все было сделано своевременно. Скорость принятия решения, правильность действий и медикаментозная терапия сыграли свою роль в благополучном исходе», — подытожил Сергей Дорошенко.
По словам областного специалиста, в таких случаях обычно погибают новорожденные дети. Но врачам удалось спасти и ребенка. За первые три дня реанимации на лечение женщины ушло около восьмидесяти тысяч гривень. Дорогостоящие препараты предоставил Покровский перинатальный центр. Когда ресурсы больницы исчерпались, врачи обратились к родственникам пациентки.
Медицинская реформа не покрывает потребности больниц
«Лечебные учреждения области не могут позволить себе заложить средства на все осложнения в бюджет. Но препараты "Актоплекс" и "Новосел" в больнице были и закуплены за счет государства. Перинатальные центры такими лекарствами мы обеспечиваем», — говорит Сергей Дорошенко.
От органов местной власти также зависит очень многое, потому что по новой медицинской реформе финансирование больниц осуществляется за счет государственной медицинской субвенции. Дальше средства на города распределяет область. А главные врачи больниц сами решают, куда пойдут деньги. На ремонт, закупку нового оборудования и медикаментов или зарплату сотрудникам.
«Медицинская субвенция полностью не покрывает все затраты. В финансировании должна принимать участие также и местная власть. Мы собирали информацию по городам области, но в местные бюджеты кране мало закладывают денег на неотложную помощь», — комментирует Сергей Анатольевич.
Если на эти деньги закупить медикаменты, то тогда не хватит на зарплаты сотрудникам. Когда вторичная медицина перейдет в статус неприбыльных учреждений, ситуация улучшится, но, по словам Дорошенко, этого все равно будет недостаточно. Поэтому врачам приходится прибегать к помощи пациентов, которые закупают лекарства за собственные средства.
Спасение или врачебная ошибка — решит суд
Ну а пока родственники Ольги Бондаренко намерены отстаивать свои интересы в суде. Семья считает, что покровские медики допустили врачебную ошибку. Муж Ольги, Сергей, подал заявление в полицию об уголовном правонарушении.
Двенадцатого ноября Покровский отдел полиции принял и зарегистрировал заявление в Едином реестре досудебных расследований по части 1 статьи 140 УК Украины (ненадлежащее выполнение профессиональных обязанностей медицинским сотрудником). На сегодняшний день по данному факту идет досудебное расследование.
Елена ЕЛЕНИНА, специально для ZI
Комментарии — 1
Судитесь,правда за вами.