Петр Порошенко — три года у власти | ZI.ua
Акция закончилась

Семь ипостасей Петра Порошенко: Три года у власти

7 июня 2017, 14:20 | Официально 4302
Поделиться:
Семь ипостасей Петра Порошенко: Три года  у власти

7 июня 2014 года Петр Порошенко стал президентом Украины.


В этот день он принял присягу на верность Украине, положив руку на Библию и Конституцию, взял на себя обязательства «всеми своими делами отстаивать суверенитет и независимость Украины, заботиться о благе Отчизны и благосостоянии украинского народа». На выборах, которые сделали из Петра Порошенко главу государства, который еще за полгода до них даже не рассматривался в качестве кандидата, его поддержали 54,7%. За три года уровень доверия снизился в разы. По разным данным он сейчас на уровне 16% («Рейтинг») — 22% (Центр Разумкова). 

Каждый, кто решит проанализировать три года президентства Порошенко, в зависимости от того, как к нему настроен, увидит в его управлении государством больше минусов или плюсов. Кто-то скажет, что война не закончена, уровень безработицы в стране стабильно высокий (официальный — на уровне 10%), курс доллара — заоблачный, а уровень жизни — низкий. Кто-то вспомнит про получение Украиной безвизового режима с ЕС, создание антикоррупционных органов, рост социальных стандартов, начало реформы правоохранительных органов.

РБК-Украина постаралось проанализировать три годы работы президента Петра Порошенко. Как и в жизни, однозначных ответов на простые вопросы — нет. Президент таков, каковы его дела. Как говорит сам Порошенко: «Если кто-то может сделать лучше — милости просим». Но есть один момент, о котором, пожалуй, можно говорить со 100% уверенностью — Петр Порошенко хочет остаться во власти и приложит все усилия, чтобы так и произошло. Уже в сентябре, как утверждают источники, глава государства обратится к парламенту со своим посланием, в котором заявит о новых приоритетах своей политики на оставшиеся два года президентских полномочий. Но можно быть уверенным, что в нем окажутся задачи, решить которые за этот небольшой срок будет просто невозможно: вступление Украины в Европейский союз и НАТО. Это задачи на больше чем два года, который Петр Порошенко хочет провести в качестве президента. А возможно и не президента, но точно человека, который обладает всей полнотой власти.

Президент войны

порошенко перед солдатами


До Петра Порошенко ни один из украинских президентов не оказывался перед лицом военной угрозы (фото — president. gov. ua) Когда Петр Порошенко 7 июня 2014 вступил в должность президента, на востоке Украины уже шли боевые действия. За день до этого, 6 июня, боевики из ПЗРК сбили под Славянском самолет АН-30Б, который осуществлял наблюдательный полет. Тогда погибли пять членов экипажа.

На момент инаугурации президента события на востоке немногие называли войной. Чаще звучала формулировка «антитеррористическая операция», которая официально продолжалась почти два месяца. Ее объявил 13 апреля предшественник Порошенко — и. о. президента Александр Турчинов. Все три года на публичных мероприятиях президент говорит о войне с Россией, хотя формально в Украине нет режима военного положения. Вводить его в действие — это право как раз президента. Петру Порошенко время от времени приходится отвечать на вопрос, почему он этого и не делает. Он объясняет это, в частности, тем, что в случае «режима войны» много прав и свобод будут «урезаны». В то же время несколько раз обещал, что изменит решение в случае серьезной эскалации в зоне боевых действий.

Во многом Петр Порошенко стал президентом благодаря войне. Сначала он и его команда очень уверенно продавливали тезис о том, что руководителя государства надо выбрать как можно быстрее, лучше в первом туре, потому что необходимо как можно быстрее решать ситуацию на Востоке. Уже после голосования Петр Порошенко допустил ошибку, которую ему будут вспоминать постоянно. «Антитеррористическая операция не может и не будет продолжаться два-три месяца. Она должна и будет продолжаться часы... Мы посмотрим уже скоро на эффективность антитеррористической операции», — заявил он.

Офицер запаса и эксперт «Информационного сопротивления» Юрий Карин говорит, что выполнить обещанное Порошенко было невозможно. Но завершить АТО действительно можно было в короткий срок — за несколько недель. Если отталкиваться от ситуации, по состоянию на 26 мая. Тогда силам АТО противостояли небольшие группы боевиков с незначительным вооружением. Например, на краматорском и славянском направлениях — несколько сотен боевиков во главе с Игорем Гиркиним с десятком боевых бронированных машин и малокалиберных артустановок. «Даже на сегодняшний момент это (завершение АТО, — ред.) будет не очень долго, если не будет давления России и не будет угрозы вторжения российских войск. Если мы закроем границу — это будет гораздо быстрее, чем нам кажется», — заявил он РБК-Украина.

Собственно, фактором вторжения российских войск летом 2014 советник президента Юрий Бирюков и объяснил, почему не удалось за короткий срок завершить АТО. По его словам, когда правительственные войска почти отрезали Донецк, российская армия вошла на территорию Донбасса. «Закончить АТО за несколько недель или противостоять РФ — это разные вещи! Ведь в мае, в апреля 2014 года мы не могли себе даже представить ничего подобного!», — ранее заявил он в одном своем интервью.

Однако военный эксперт и работник оперативного управления Генштаба в 2003-2006 гг. Олег Жданов называет одно из ключевых событий лета 2014 года, которое и вызвало остановку успешной наступательной операции правительственных войск, которая могла, по его словам, закончиться до конца лета. Это — приказ президента Петра Порошенко вооруженным силам в одностороннем порядке прекратить огонь. Об этом он объявило 20 июня после совещания в штабе АТО, объявив о мирном плане урегулирования конфликта. Сначала режим должен был длиться семь дней, но со временем он продлился до 30 июня. «Эти 10 дней, которые продержались в перемирии, просидели, сложа руки, позволили Российской Федерации ввести сюда батальонно-тактические группы и ротные тактические группы. И когда мы возобновили наступление, мы уже встречали регулярные части», — заявил Жданов.

Бои за Иловайск в августе 2014 года стали одними из ключевых в ходе АТО. Потерпев крупнейшие человеческие потери, правительственные войска перешли от наступления в оборону. В марте 2015 года главный военный прокурор Анатолий Матиос заявил о свыше 360 погибших и свыше 500 раненых.

Формальную вину за «Иловайскую трагедию» журналист Юрий Бутусов, который участвовал в военно-тактической экспертизе действий командования АТО, возлагает на начальника Генштаба — Главнокомандующего Вооруженных сил Украины Виктора Муженко. Именно он официально и руководит войсками АТО по должностным обязанностям. В то же время уточняет: политическую ответственность несет именно президент. Ведь начальник Генштаба — это непосредственная креатура президента. Именно Петр Порошенко 3 июля 2014 назначил Муженко возглавить Генштаб, и он на своей должности по сей день. «Политически, президент блокирует расследование («Иловайской трагедии», — ред.) и определения ответственности этого чиновника, которого он назначил. Вот это действительно ответственность президента», — отметил Бутусов.

В 2014 году Петр Порошенко получил ослабленную армию. Если в 2013 году численность ВСУ была 165 тыс., то начиная с 2014 и по настоящее время — 250 тыс. Количество вооружения после 2014 года — не разглашается. Российская агрессия вынудила изменить экономические приоритеты — начало расти финансирование оборонных предприятий и самого Министерства обороны. Например, на Минобороны в 2016 году государство выделило 55 млрд гривен, а в этом году — почти 65 млрд. Общий оборонный бюджет страны в 2017-м составил 130 млрд гривен, это — 5% от ВВП. Впрочем, финансирование именно армии не дотягивает до 3% от ВВП.

По данным издания Минобороны «Белая книга — 2013», украинская армия насчитывала более 2,5 тыс. танков и боевых бронированных машин, более 400 артиллерийских систем, калибром более 100 мм, около 190 боевых и транспортных самолетов, 80 вертолетов различных типов, а также 22 боевых корабля. Какова ситуация после 2014 года — не разглашается. Впрочем, известно, что основные ресурсы в государстве бросают не в закупку нового вооружения, а на модернизацию и ремонт старого. Это — и дешевле, и быстрее. К примеру, в 2017-м только 10% финансирования (6,5 млрд гривен) идут на развитие вооружений. Западные страны помогают поставкой «нелетального» оружия. Больше всего за три года поступило от США — на сумму 175 млн долларов. Это — современные радиостанции Harris, медицинское оборудование, приборы для разминирования местности, устройства ночного видения и тепловизоры, бронежилеты и кевларовые шлемы, лодки с жестким корпусом WILLARD, «Хаммеры», обмундирование и сухпайки, учебное оборудование MILES для полной имитации боевых действий.

На публичных мероприятиях Порошенко не упускает возможности говорить об армии и вооружении, напоминая о важности их развития. Посещая зону АТО, он надевает военную форму. Президент неоднократно открыто идентифицирует боевые действия на востоке Украины как войну с Россией, хотя формально в Украине нет режима военного положения. Вводить его в действие — это право как раз президента. Зато в государстве действует особый период, который наступил с момента объявления мобилизации. Указами президента, частичных мобилизаций за три года было шесть. Также на востоке страны в ряде городов действуют военно-гражданские администрации, по решению президента. ВГА — государственные органы в районах проведения АТО для обеспечения безопасности и нормализации жизнедеятельности населения. ВГА является своеобразным образом военных администраций в мирное время.

В течение трех лет бои за Иловайск в 2014 году и за Дебальцево в 2015 году стали ключевыми для геополитической шахматной доски с участием Украины. Именно после «котлов» возникли «Минск» и «Минск-2» — соглашение о перемирии. Под ними не стоит подпись президента Украины Петра Порошенко, но их он называет безальтернативными. Хотя боевые действия продолжаются и сейчас. По словам экс-министра иностранных дел Владимира Огрызко, альтернатива договоренностям — это война, нести человеческие жертвы. Поэтому нужно договариваться, хотя Россия не идет по этому пути. «Есть вынужденая позиция, которая, с другой стороны, позволяет нам подтягивать состояние вооруженных сил до необходимого уровня, накапливать силы. А уж когда придет время «Ч», тогда ситуацию будут решать другим состоянием», — говорит он.

В столице Беларуси до сих пор время от времени собирается трехсторонняя контактная группа, которая договаривается об имплементации договоренностей. Параллельно на уровне глав государств собирается «нормандская четверка», которая обсуждает решения конфликта. Что в Минском, что в «нормандском» форматах переговоров Украина контактирует с представителями России. Это чуть ли не единственные дипломатические контакты с РФ. Сейчас и в Украине, и в России отсутствуют послы своих государств. Их обязанности выполняют временно поверенные в делах. Первые лица государства за три года не посещали с официальным визитом Россию, как и руководители России — Украину.

Кроме аннексии Россией Крыма и причастности соседей к войне на востоке Украины, в течение трех лет произошел ряд событий, которые отражали ухудшение состояния отношений между двумя странами. Украинский парламент принял постановление с признанием агрессии России за ее действия в Крыму и на Донбассе, в новой военной доктрине Российская Федерация объявлена ​​военным противником, стороны денонсировали ряд торговых соглашений и ввели санкции, Украина прекратила покупать российский газ, гражданам России разрешили въезжать в Украину только по заграничным паспортам, а сейчас идет дискуссия о введении визового режима с РФ. 


Продолжение следует....



Новости партнеров


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии