Президент правительства (часть третья) | ZI.ua
Акция закончилась

Президент правительства (часть третья)

7 июня 2017, 16:20 | Официально 2904
Поделиться:
Президент правительства (часть третья)
Отношения президента с премьер-министрами постоянно эволюционируют (фото — kmu. gov. ua


«Они оба из Винницы. Если говорить об отношениях, то они, мягко говоря, специфические», — так охарактеризовал отношения президента Петра Порошенко и премьера Владимира Гройсмана один из руководителей президентской фракции. 


В чем заключается эта специфичность депутат объяснять отказался. 

Гройсман был назначен на должность 14 апреля прошлого года, когда после полугодовых переговоров и открытых скандалов, лидер «Народного фронта» Арсений Яценюк, наконец, согласился уйти в отставку. «Я вам покажу, что такое управление государством», — сказал возмущенный Гройсман, когда РПЛ кричала ему «Позор!» при назначении.

Второй премьер за неполных три года президентского срока, он до последнего не верил, что займет этот пост. Говорят, когда Гройсман в очередной раз поставил свои условия работы на посту премьера, в частности, кадровые, и когда президент на них в очередной раз не пошел, разъяренный будущий глава правительства сел в свой автомобиль и уехал с Банковой, где шли переговоры. Через несколько минут ему позвонил президент и сказал, что уважает принципиальность Гройсмана и поэтому следующим премьером будет Юрий Луценко. Этого было достаточно, чтобы тогдашний спикер круто изменил направление и ход своих мыслей.

Казалось бы, пасьянс должен был сложиться идеально. Порошенко, наконец, поставил своего человека в правительство, но что-то пошло не так. Хотя конфликты Порошенко и Гройсмана не переходят в публичную плоскость, как это было с предшественником Яценюком, однако отношения у них неидеальны. Как в коалиционных фракциях БПП и «Народном фронте», так и в оппозиции. Причина — Гройсман захотел стать самостоятельным. «Володя — это человек, который не выигрывал выборы, пришел на все готовое, никогда не был самостоятельной фигурой, а сейчас пытается сесть на такие потоки, что люди просто в шоке — это лес, недра», — объясняет РБК-Украина один из руководителей фракции Яценюка. 

Примером самостоятельности Гройсмана во фракции БПП, в частности, называют случай, когда президент из СМИ узнал, что премьер собирается повышать минимальную зарплату вдвое — до 3,2 тыс. гривен.

«Мальчик вырос. Он не хочет, чтобы его контролировали какие-то там Кононенки (первый заместитель председателя фракции БПП, бывший бизнес-партнер Порошенко Игорь Кононенко, — ред.), Порошенки. Он хочет принимать самостоятельные решения. А Порошенко рассматривает всех как секретарш и помощников», - говорит один из руководителей фракции «Самопомич».

«На сколько бы Гройсман не желал вести самостоятельную игру, в парламенте понимают, что его правительство является зависимым от людей, которые привели министров, — Порошенко и Яценюка. Конечно, Гройсман может опереться на свое ближайшее винницкое окружение, которое он привел в Кабмин, — вице-премьера Владимира Кистиона, министра социальной политики Андрея Реву и приближенного к нему министра Кабинета министров Александра Саенко, однако этих людей недостаточно, чтобы управлять всеми процессами. «Если премьер-министр имеет правительство, сформированное фактически ним, не людьми его политической силы, то, конечно, он является зависимым, и не важно, зависим он на 5% больше, или на 5% меньше. Эта зависимость есть и она объективная», — считает вице-спикер Рады Оксана Сыроид.

Еще одной причиной напряженности в отношениях Порошенко и Гройсмана могло стать желание последнего до следующих парламентских выборов создать собственную политическую партию, которую можно было бы завести в парламент. Сейчас у Гройсмана есть партия регионального уровня «Винницкая Европейская стратегия», но сложно вывести партию из регионального уровня на общегосударственный, тем более, что в самом названии предусмотрена региональная привязка.

«Гройсман сейчас делает свой проект. На этом фоне у них (с президентом, — ред.) и конфронтация», — рассказал РБК-Украина источник, близкий к руководству «Народного фронта».

Издание пообщалось еще с рядом депутатов во фракциях коалиции, но пока никто не смог подтвердить информацию, что премьер таки начал работу над созданием своей будущей парламентской партии. Более того, публично Гройсман заявляет об отсутствии у него амбиций быть либо лидером партии, либо президентом.

«Я бы на его месте делал бы свой собственный проект. Его может поддержать часть «Народного фронта» , «Самопомич», думаю, будет не против. Мы тоже будем «за», потому что нам Володя лучше, чем Порошенко. Но он пока ничего не говорит», - утверждает один из депутатов группы «Возрождение». 

Да и в самой фракции львовского мэра Андрея Садового в неофициальных беседах возможный ход Гройсмана называют «достаточно логичным и правильным».

В команде премьера рассказали РБК-Украина, что пока им ничего неизвестно об идее создания партии, однако намекнули, что до выборов еще много времени. «Как только Гройсман начнет строить политический проект, его сразу начнут топить. А в правительстве еще очень много работы, которую хочется успеть сделать. Если летом надеть зимнее — до зимы можно и не дотянуть», — провела аналогию человек, достаточно приближеная к премьеру. Президент имеет влияние на премьера. Но это уже не отношения между наставником и учеником, а скорее, партнерские.

Петр Порошенко, скорее всего, не хочет через некоторое время получить еще одного бывшего главу правительства, который будет иметь рейтинг, связи, опыт и свою политическую силу и не будет причастным к команде президента. Поэтому, наверное, все активнее обсуждается тема, что Владимир Гройсман станет новым председателем партии «Блока Петра Порошенко «Солидарность». Никаких препятствий для этого не существует — бывший ее руководитель, Виталий Кличко, уже заявил о сложении своих полномочий. Дело за малым — Гройсман должен сам сделать свой выбор — он либо начинает самостоятельную политическую игру, либо остается в команде Петра Порошенко.

Однако наличие своей партии, даже коалиционной — не гарантия прочности премьерского кресла. К примеру, Арсения Яценюка, первого премьера при президенте Порошенко, не смогло спасти наличие партии «Народный фронт». И рейтинги — дело очень изменчивое. Особенно для партий власти. За два года премьерства Яценюка поддержка «Народного фронта» скатилась с 22% (самый высокий показатель на парламентских выборах в 2014 году) до границ статистической погрешности (1%).

В «Народном фронте» говорят, что несмотря на то, что их лидер отстранен от видимых воздействий на политические процессы страны, Яценюк сохранил за собой фактическое влияние на принятие решений. И причиной тому является наличие как своих министров в правительстве Гройсмана, так и вхождение Яценюка в «стратегическую семерку». «Без нашей фракции не существует коалиции, правительства. Такой инструмент оставляет серьезное влияние на президента», — объясняет собеседник.

Напомним, что «Народный фронт» представлен в правительстве шестью министрами из 23-х. Представителями НФ является секретарь СНБО Александр Турчинов и спикер Андрей Парубий. Яценюк влияет на уровне стратегической семерки или девятки, как ее в последнее время стали называть, в которую входят президент, генеральный прокурор Юрий Луценко, первый заместитель главы президентской фракции Игорь Кононенко, премьер Владимир Гройсман, Арсений Яценюк, министр внутренних дел Арсен Аваков, секретарь СНБО Александр Турчинов, главы фракций БПП и НФ — Герасимов и Бурбак.

Но речь идет не только о самом влиянии. Во фракции Яценюка подчеркивают, что собственно отношения Порошенко и Яценюка значительно улучшились с момента, когда президент уговорил уйти в отставку последнего. Приближенные люди к Яценюку даже отшучиваются, что отношение Порошенко к премьеру Яценюку было на порядок лучше, чем к премьеру Гройсману. «Гройсман говорит «да» и не делает. Это очень раздражает Петра Алексеевича. Яценюк по сравнению с Владимиром Борисовичем, был просто солнышком», — добавляет уже другой достаточно влиятельный депутат.

«Они (отношения Порошенко и Яценюка, — ред.) абсолютно конструктивные. За три года накопилось очень много каких-то взаимных обид и претензий. Это как в семье. Когда жена с мужем живут долго, у них есть разные периоды в жизни. Но, когда их объединят общие цели... Порошенко и Яценюка объединяет понимание одного — что у нас есть жестокий, подлый враг — это Российская Федерация, и если мы сделаем хоть один неверный шаг, уничтожат наше государство и всех нас», — заявил РБК-Украина председатель комитета по вопросам национальной безопасности, представитель «Народного фронта» Сергей Пашинский.

Однако в команде экс-премьера не скрывают, что Яценюк — довольно злопамятный и не забудет Порошенко, что тот его «слил». Депутаты рассказывают, что Банковая планировала, что Яценюк будет в премьерском кресле недолго, а для этого еще в ходе подписания коалиционного соглашения в Администрации президента предлагали вписать в текст соглашения дедлайны, к которым должны быть выполнены те или иные вопросы, а в случае их не выполнения отставка Яценюка была бы гарантирована. «Они подписывали коалиционное соглашение и уже знали, что хотят устранить Яценюка. Это был вопрос времени. Ему нужен премьер, который будет впускать в свою сферу полномочий. Каждая встреча сводилась к тому, что это кадровое назначение должно быть таким, как хочет Петя», — объясняют соратники экс-премьера.

Еще один участник переговорного процесса по коалиционному соглашению утверждает, что Порошенко на самом деле хотел, чтобы Яценюк ушел в отставку осенью, а не весной 2016 года, а к тому времени в стране нарастал кризис, но вмешалась оппозиция, и дожала Яценюка


Продолжение следует....

Читайте также:  Президент парламента (часть вторая)


Новости партнеров


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Комментарии