Президент парламента (часть вторая) | ZI.ua
Акция закончилась

Президент парламента (часть вторая)

7 июня 2017, 15:23 | Официально 3375
Поделиться:
Президент парламента (часть вторая)
Петр Порошенко старается держать ситуацию в Раде под контролем (фото - president.gov.ua)

Петр Порошенко старается держать ситуацию в Раде под контролем (фото — president. gov. ua) «Один из крупнейших недостатков этого парламента то, что он руководствуется извне. И управляют этим парламентом два человека — Порошенко и Яценюк», — так начинает свою 40-минутную беседу с РБК-Украина о президенте и его влияниях на процессы построения государства представитель фракции «Батькивщина» Сергей Власенко. О влиянии Порошенко на парламент говорят как в коалиции, так и в оппозиции, независимо от цвета и процента демократичности последней.

«У него нет настоящего влияния на парламент. У него есть деспотичное влияние на парламент. Это большая разница — влияние авторитетом, конкретными действиями и харизмой — это одно дело, а деспотичное влияние — это влияние прошлого. Там прикрутить, там кому-то пальчиком показать, там уголовное дело открыть, там свалку поджечь, там мусор не дать вывезти — это не современно», - делится своим ощущением президента председатель парламентской фракции «Самопомич» Олег Березюк.

Конечно, в самой президентской фракции несколько осторожны в заявлениях о подконтрольности Верховной Рады президенту. Там это влияние объясняют наличием в парламенте именной президентской фракции, которая за почти три года даже укрепила свои позиции на семь депутатов — с 133 до 140. «Порошенко влияет на уровне своей фракции. Она называется «Блок Петра Порошенко». Безусловно, мы координируем свою позицию с президентом», - объясняет изданию заместитель председателя фракции Сергей Березенко, который за последние два года совершил очевидный скачок в политической карьере и стал одним из наиболее приближенных лиц к президенту. Другой заместитель председателя фракции в неофициальной беседе с РБК-Украина буквально называет Порошенко «бенефициаром» БПП.

«Что такое влияние? Мы голосуем за президентские законы? Голосуем! Это означает, что (он, — ред.) влияет? Влияет. Он накладывает вето на законопроекты? Накладывает. Значит, имеет влияние? А командует парламентом? Не командует. И ни один президент за всю историю не командовал парламентом», — объясняет свою логику замглавы президентской фракции Александр Третьяков.

Явное влияние Порошенко и Банковой в парламенте наблюдалось в самом начале формирования коалиции тогда еще пяти фракций — БПП, «Народного фронта», «Самопомичи», «Батькивщины» и «Радикальной партии Олега Ляшко». Как рассказали РБК-Украина участники процесса сразу из нескольких фракций, Банковая в ноябре 2014 года разработала свой вариант коалиционного соглашения и планировала, что его просто подпишут партнеры по коалиции. Возможно, с незначительными правками. «Помню момент, когда мы приходим первый раз на встречу. Тогда собиралось три фракции — мы,» Народный фронт «и БПП. Сидят представители от него (президента, — ред.). Говорим: «Как же мы будем объединяться? Каким будет наше коалиционное соглашение?». А они: «А причем здесь вы? Там уже все решено», — делится воспоминаниями Березюк.

«Президент ожидал, что просто сядут трое лидеров партий и подпишут коалиционное соглашение в кабинете президента. Тогда Андрей Садовый сказал, что поскольку ни он, ни Яценюк, ни Петр Алексеевич не будут в парламенте, то, наверное, надо, чтобы люди, которые там будут работать, сели за стол и подготовили коалиционное соглашение, чтобы это был совместный документ. Где-то две недели Петр Алексеевич думал, после чего согласился, и мы начали процесс подготовки коалиционного соглашения», - добавляет уже вице-спикер Оксана Сыроид.

За стол переговоров сели представители сначала трех — БПП, «Народного фронта» и «Самопомичи», а затем — пяти фракций. Самого президента на коалиционных переговорах не было. Роль посредника между Банковой и Радой выполнял ныне первый заместитель главы Администрации президента Виталий Ковальчук. Участники коалиционных переговоров не скрывают, что несколько раз доходило даже до срыва переговоров. Несколько раз из переговорного процесса вместе с фракцией хотел выйти Андрей Кожемякин («Батькивщина»).

Один из конфликтов произошел, в частности, из-за нежелания Банковой, чтобы в коалиционном соглашении было прописано намерение Украины о вступлении в НАТО. Говорят, будто главе Администрации президента Борису Ложкину даже звонил министр иностранных дел России Сергей Лавров и просил повлиять на ситуацию. «Был страшный конфликт ночью перед самым подписанием. Мы требовали внесения в коалиционное соглашение положения о намерении Украины вступить в НАТО. На Банковой были категорически против, потому что этого не хотел Песков (пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, — ред.), Сурков (помощник президента России Владислав Сурков, — ред.). Мы тогда сидели где-то до двух-трех ночи. Ковальчук ездил между Банковой и Грушевского. Но тогда пошли навстречу друг другу, и все-таки это предложение появилось в коалиционном соглашении», - рассказал участник переговоров в коалиционном процессе, пожелавший остаться неназванным.

Говорят, президент не хотел соглашаться на финальный вариант коалиционного соглашения и поэтому не отпускал Ковальчука подписывать документ. Когда об этом узнали представители других четырех фракций, то они решили идти к прессе и говорить, что БПП отказывается подписывать соглашение. Но, в конце концов, Ковальчук приехал.

Кроме коалиционного соглашения, Банковая хотела, чтобы партнеры по коалиции подписали также так называемые «понятийки» — неофициальный документ, в котором бы были прописаны сферы влияния той или иной фракции. Но, как сообщил РБК-Украина источник из «Народного фронта», в документ эти договоренности так и не переросли.

Президент контролирует парламент, конечно, не персонально. Для этих целей, в частности, для поиска голосов необходимым инициативам, есть несколько приближенных к президенту людей — первый заместитель председателя фракции и в прошлом бизнес-партнер главы государства Игорь Кононенко, депутат Александр Грановский, недавно назначенный председателем фракции Артур Герасимов, который в интервью РБК-Украина рассказал, что знаком с президентом не менее 19 лет, заместитель Герасимова — Сергей Березенко.

Говорят, что пока Администрацию президента возглавлял Борис Ложкин, то и последний часто выступал в роли посредника между Банковой и Грушевского. Также Ложкин брал на себе фронт работы по переговорам с олигархами — Игорем Коломойским, Ринатом Ахметовым и другими представителями крупного бизнеса. Одной из причин, почему Ложкин покинул свой пост, даже называют тот факт, что ему надоело не выполнять обещания Администрации перед олигархами.

Сейчас собеседники сразу в двух фракциях говорят, что теперь президент лично общается с представителями крупного бизнеса, не доверяя это дело настоящему руководителю АП Игорю Райнину. «Он продолжает руководить фабриками. Сам все делает. Он не любит посредников. Он сам им звонит», — объясняет источник. Кононенко отвечает за переговоры между группами внутри президентской фракции, а Березенко за сотрудничество с депутатскими группами «Воля народа», «Возрождение» и фракцией «Оппозиционный блок».

После того как «Самопомич», «Батькивщина» и «Радикальная партия» покинули коалицию «Европейская Украина», предложения от президента о совместных встречах поступают крайне редко. «Когда была «коалиция пяти», тогда президент собирал у себя раз в две недели, а теперь — раз в несколько месяцев. Инициативы со стороны президента нет», — говорит председатель фракции «Самопомич» Олег Березюк. «Ложкин звонил Ляшко через день, собирал на обеды и ужины», — подтверждает источник во фракции Ляшко.

Возможно, со стороны выход из коалиции трех фракций может быть свидетельством политического кризиса, но на практике никакого кризиса нет. В конце мая Комитет избирателей Украины опубликовал отчет «Три года президентства П. Порошенко: законы, которые поддерживает и блокирует президент».

Согласно данным отчета, вопросы, по которым президент обычно, обращается в парламент — это кадровые назначения, входящие в его сферу полномочий; изменения в Конституцию; законопроекты, касающиеся оборонной политики; судебной реформы; правоохранительной деятельности; борьбы с коррупцией; местного самоуправления; финансов и банковской деятельности; ратификации международных соглашений. В среднем законопроекты президента поддерживали даже чаще не его родная фракция, а «Народный фронт» (85% депутатов), 79% — БПП, 74% — «Самопомич». Также «за» голосовали 66% депутатов РПЛ, 53% — «Батькивщины». Депутаты группы «Воля народа» дали 48% голосов «за», «Возрождение» ¬ 32%. Меньше поддержки президентских законопроектов было от «Оппозиционного блока» — 8%.

«Конечно, БПП партнеры с «Народным фронтом», но им этих голосов не хватает. У них растет дыра внутри БПП и им не хватает людей. Поэтому они докупают за различные преференции голоса различных обломков «Партии регионов». Иногда им подголосовывают «Оппозиционный блок». Там есть группа Ахметова. Например, если это интересы Ахметова — электроэнергетика, то они голосуют. Понятно, что радикалы сегодня голосуют по команде от Ахметова и Порошенко. Также они подбирают голоса «Воли народа» и «Возрождения», — объясняет изданию представитель «Батькивщины» Сергей Власенко.

Чаще всего, политическую лояльность можно купить за деньги.

«За 10 минут до голосования за бюджет 2016 на трибуну выходит лидер одной нетрадиционной, простите, боевой, фракции и ударяя себя в грудь говорит: «Скотиняки, мы никогда... небо упадет на землю».Ровно через 10 минут они голосуют за бюджет. И потом сразу после этого встает премьер-министр в сессионном зале Верховной Рады и говорит: «мы здесь изменили одну строку бюджета, мы выделили на завод пожарных машин в Черниговской области 480 млн гривен». Весь политикум знает, что этот завод относится к сфере боевой фракции «скотиняк», — добавляет Власенко.

Ярким примером поддержки кадрового решения президента группами «Возрождение» и «Воля народа» стало голосование за назначение генеральным прокурором Юрия Луценко в мае прошлого года. Тогда 264 голоса «за» стали возможны благодаря голосованию в полном составе группы «Возрождение» (23 «за») и «Воля народа» (17 из 19 депутатов проголосовали «за»). Три голоса поддержки дали и в «оппозиционном блоке». «Он (президент, — ред.) опирается на поддержку олигархата. Вы посмотрите на голосование за генерального прокурора, за председателя СБУ, за конституционную поддержку», — комментирует один из руководителей фракции «Самопомич». В качестве вознаграждения, рассказывают депутаты, группы получают тендеры, положительные кадровые решения и тому подобное. «Легче дать какой-то тендер «Возрождению», чем поднять пенсии», — объясняет изданию источник во фракции Ляшко.

Однако в парламенте обращают внимание, что вопросы, которые лоббирует президент, не всегда находят поддержку в сессионном зале. Так, к примеру, произошло при голосовании в начале апреля за законопроект «О Конституционном суде», а также при голосовании в августе 2015 году за изменения в Конституцию в части децентрализации (предусматривали внедрение особенностей местного самоуправления на оккупированных территориях Донбасса). «Они пропихивают все, что связано с судебной реформой. Потому что так же, как и Янукович, президент понимает, что суд — это механизм урегулирования всего. Надо отобрать незаконно собственность? Это суд. Кого-то посадить в тюрьму? Это суд. Надо незаконное прослушивание политических оппонентов? Это суд. Поэтому он делает все, чтобы этот суд поставить под контроль», — объясняет Сергей Власенко от «Батькивщины».

Продолжение следует.....

Читайте также:  Семь ипостасей Петра Порошенко: Три года у власти


Новости партнеров