Но и потому, что именно с такой формулировкой в 2010 году он попал за решетку, где провел два года и три месяца. Его тогда обвинили в растрате бюджетных денег на празднование Дня милиции, которую он возглавлял при Ющенко, и незаконном начисления пенсии и выделение квартиры своему водителю.
Правда, это случилось при президентстве Януковича, когда Луценко находился в оппозиции, и тогда много говорили в политическом мотиве дела. Стал ли с тех пор Юрий Луценко, который после революции достоинства снова пришел к власти, осторожнее относиться к бюджетным средствам теперь уже в должности генпрокурора?
Празднование свадьбы сына Юрия Луценко 15 сентября в ресторанном комплексе под Киевом превратилось в место скопления административного ресурса. Попытки съемочной группы программы «Схемы» (совместный проект Радио Свобода и канала «UA: Первый») зафиксировать это для общественности закончились нападением силовиков на журналиста и оператора «Схем» сотрудниками Управления государственной охраны, охраняли это мероприятие.
15 сентября. Киевская область. Обуховская трасса.
15 сентября в 17:40 здесь, возле загородного ресторанного комплекса, съемочная группа программы «Схемы» замечает много автомобилей и охрану. На парковке стоит реанимобиль с правительственным кортежем. А на обочине припаркована карета скорой помощи. Такое скопление заинтересовало журналистов, поэтому съемочная группа останавливает авто через дорогу от комплекса на обочине, чтоб тщательно рассмотреть, что происходит, и выходит с камерой и микрофоном на улицу.
Как только съемочная группа заканчивает разговора с охранником, микроавтобус перекрывает въезд и закрывает от камеры тех, кто выходит и заходит в заведение. От дороги фасад заведения закрывает временно установленный дополнительный забор. Тем временем на парковке комплекса появляется еще больше охраны.
В 18:50 праздник оставляет министр внутренних дел Арсен Аваков. На входе в заведение со списком гостей появляется уже другой охранник со значком Управления государственной охраны.
На праздник прибывают первые лица государства
В 19:00 на обочине появился еще один охранник. Между тем на горизонте Обуховской трассы запестрели проблесковые маячки кортежа. На парковку заезжает «Мерседес», за ним второй.
Камера фиксирует, как в заведение заходят президент Петр Порошенко вместе с женой. Охранники несут подарки.
Сотрудник УГО без всяких объяснений не дает съемочной группе подойти ближе, несмотря на то, что это не частная территория, а публичное место и журналисты показывают удостоверения.
Вслед за президентом на праздник пожаловал первый вице-премьер-министр Степан Кубов.
Съемочная группа сразу звонит на 102. Но именно в это время «Мерседесы», которыми пользуется президент, оставляют вечеринку, а те же охранники снова препятствуют оператору программы. Второй оператор все же успевает зафиксировать выход президента Порошенко.
Президента с женой сопровождает к автомобилям генеральный прокурор Юрий Луценко.
В это же время из собственных источников удается узнать, что закрытая вечеринка, на которую съехалось почти вся политическая верхушка – это празднование свадьбы старшего сына генерального прокурора Юрия Луценко, Александра. К слову, неделей ранее Юрий Луценко обнародовал в сети Facebook фото молодоженов. Также тогда в СМИ попало несколько фото у ЗАГСа.
Ведомственные машины на частном мероприятии
Во время наблюдений за празднованием нам бросаются в глаза несколько эпизодов. Например, «Тойота Кэмри» с номерным знаком АА0001СК, зарегистрированной на Генеральную прокуратуру Украины.
А также женщина, которая сначала стоит у микроавтобуса, который привез праздничный торт. Впоследствии охранник ее ведет к машине.
Журналисты фиксируют, как женщина оставляет вечеринку именно в этой машине. Имеет ли эта женщина должность в ГПУ и на каких основаниях ведомственный автомобиль ее отвозил? Об этом «Схемы» публично спросили генерального прокурора в сети Facebook. Однако ответа так и не получили.
Гости начинают разъезжаться
После 22 часов гости начинают разъезжаться. Вечеринку оставляет первый вице-премьер Степан Кубов. Затем экс-регионал, который голосовал за «диктаторские законы» 16 января, Андрей Деркач.
В 23 часа уезжает Арсений Яценюк.
Далее появляется человек, который запрещал себя снимать и представлялся частным лицом, тогда как съемочная группа пытались пройти на парковку ресторанного комплекса.
Ранее этот же охранник сопровождал президента Порошенко. А потом он же говорит в рацию перед выходом премьер-министра Владимира Гройсмана.
Затем празднование оставляет народный депутат от «Народного фронта» Андрей Иванчук.
Свадьба или неформальная встреча политиков?
В 00:15 «скорые» продолжают дежурить у заведения. Сотрудник Управления государственной охраны и дальше передвигает фишки для автомобилей, которыми, по информации программы, пользуются братья-бизнесмены Григорий и Игорь Суркисы. Далее из комплекса выходит вице-премьер-министр Геннадий Зубко.
«Схемы» vs УГО
После нападения сотрудниками Управления государственной охраны съемочная группа программы «Схемы» вызвала полицию на место инцидента и написала заявление по факту препятствования журналистской деятельности.
После нападения сотрудниками Управления государственной охраны съемочная группа программы «Схемы» вызвала полицию на место инцидента и написала заявление по факту препятствования журналистской деятельности.
А через три дня после нападения на приглашение начальника УГО Валерия Гелетея «Схемы» пришли в Управление государственной охраны на встречу, во время которой он сообщил, что по результатам служебной проверки, его подчиненные ничего не нарушали: «Нет нарушения. Полиция отказала в возбуждении 6.1, насколько я помню».
Нарушение усмотрели со стороны съемочной группы программы. «Вы там работали с 17 часов. Это не было так, что вы заехали и вас не увидели. Вы с 17 часов, мягко говоря, нарушали режим территории. По большому счету работники должны были бы вызвать полицию и за нарушение режима составить протокол, но, опять же, мы просто замучились вызывать полицию из-за таких случаев», – отметил Гелетей.
Вот так начальник УГО объясняет нападение на съемочную группу, в результате которого оператор Борис Троценко получил сотрясение мозга и повреждение руки: «Там же какой горб! Этот военнослужащий упал, вы же не будете говорить, что он не упал? Там же этакий холм! В темноте, песок, споткнулся, упал и зацепился за оператора ».
Гелетей отмечает, что нашей съемочной группе в той ситуаций еще повезло: «Даже если бы они применили оружие, было бы еще вопрос, как они восприняли эту опасность. А в темноте вас никто не видел. Затем, когда к вам подбежали, увидели, что это опять вы, которые шесть часов снимают. Ну, снимайте (вопросов нет), но не нарушайте режим. Такие требования».
«Схемы» показали видео общения с сотрудниками УГО в полном объеме медиа-юристу Института развития региональной прессы Людмиле Панкратовой.
«Если оценивать действия журналистов и представителей охраны, кто был прав, а кто нет, по моему мнению, все же журналисты больше предоставили обоснований, почему они имеют право здесь находиться, – считает она, – Во-вторых, они показали свои удостоверения. Много раз повторяли, что это общественное место. То есть, мне кажется, что они выполнили все, что от них зависит, чтобы их идентифицировали как журналистов, и они хотели услышать, почему именно здесь охраняемые мероприятия. Они этого не услышали. И они не увидели удостоверений лиц, представляющих Управления государственной охраны».
Уже накануне эфира съемочную группу и начальника Управления государственной охраны Гелетея пригласили на заседание парламентского комитета по вопросам свободы слова.
За чей счет гуляли?
Во сколько государству обошлось празднование свадьбы сына генерального прокурора? В общей сложности у ресторанного комплекса «скорые» и реанимобиль ждали около девяти часов и оставили дежурство уже после того, как праздник покинул генеральный прокурор. Начальник УГО убеждает в необходимости медицинского сопровождения вечеринки. Также во время празднования дважды было зафиксировано пожарную машину у заведения.
«Есть основания полагать, что какие-то проблемы вуохраняемого лица ... Жизнь есть жизнь. У нас президентам по 80 лет. Иногда присутствие в таком возрасте ... Ну, опять же: чтобы все чувствовали себя комфортно и в безопасности. Не моя работа обсуждать вопрос о здоровье, но мы думаем обо всем », – говорит Гелетей.
Во время празднования съемочная группа дважды фиксировала пожарную машину у заведения. Глава УГО объясняет это так: «Пожарная там заправлялась».
В отношении сотрудников госохраны, то они оставались на дежурстве даже после того, как уехал президент и другие высокопоставленные лица. Люди в форме с оборудованием, похожим на снайперское, оставили позиции после отъезда генерального прокурора.
«Мы не являемся помощниками для нашей страны-агрессора. Если есть необходимость ... если вы присмотритесь, то вы увидите, что вы раньше не обращали на это внимание », – объясняет это Гелетей.
Подробности охранных мероприятий празднования свадьбы сына генерального прокурора начальник УГО сообщить отказывается: «Если у меня будет информация или какие-либо вопросы о том, что ему грозит опасность, то я сделаю столько людей, сколько надо. Сколько это может быть? Ну, возможно, все управление будет работать ».
Не признает Валерий Гелетей и тот факт, что подобное сопровождение за государственные средства частной вечеринки можно расценивать как злоупотребление властью генерального прокурора Украины Юрия Луценко: «За охрану отвечает руководитель Управления государственной охраны и те подчиненные, которые есть. Я всегда говорю (иногда и неприятные вещи), настаиваю на том, что будет так, потому что это меры безопасности. Поверьте, не каждому, кого охраняют, нравится то, что за ним ходят охранники. Вы не думайте, что это очень хорошо, когда твоя частная жизнь всегда под присмотром».
Генпрокурор и беспристрастность
Президент Украины Петр Порошенко не комментировал силовое нападение сотрудников УГО на съемочную группу программы «Схемы», которое произошло именно во время его выезда с празднования свадьбы генпрокурорского сына. Просьба редакции выразить свою позицию по этому поводу осталось без ответа.
И отдельный вопрос, скорее риторический. Можно ли считать генерального прокурора независимым и беспристрастным по отношению ко всем гостям, которых он позвал на свадьбу своего сына?
На чьей он окажется стороне, когда кто-то из этих людей станет возможным фигурантом расследования ГПУ?
Свадьба генпрокурорского сына – очевидная демонстрация тотального кумовства, которое прочно пронзило всю верхушку власти.
подготовила Елена Еленина, журналист