Известный львовский коллектив выступил на Донбассе
- Бабушка, -недоуменно спрашивала пятилетняя Аленка, глядя на сцену Дворца культуры НКМЗ, где кроме шести микрофонов на стойках и стульчика с шейкером и тамбурином ничего не было,-мы ведь на концерт пришли? А где же инструменты, как будут играть?
Пятилетний ребенок просто не мог знать, что человеческий голос-это уникальный, совершенный и неповторимый музыкальный инструмент, а артисты вокальной формации «Пиккардийская терция» виртуозно ним владеют.
Ансамблей, поющих без музыкального сопровождения, a capella, не так много не только в Украине, но и во всем мире. Но и среди них «пиккардийцы» выделяются Во-первых, совсем недавно коллектив отметил свой двадцать третий день рождения. Поэтому поводу, балагур и весельчак Роман Турянин (кстати, единственный в «формации» некоренной львовянин) отшутился: «Если бы у нас, была хотя бы одна солистка, мы бы давно развалились. А так все в порядке-футбол, пиво, кофе с коньяком и никаких раздоров, кроме творческих споров, конечно!».
А во-вторых, вокальная классика, джазовые стандарты, народные и авторские песни в интерпретации «Терции» имеют свой стиль, неподражаемость, легко узнаваемы. В этом особая заслуга идейного вдохновителя и художественного руководителя коллектива Владимира Якимца, который не только делает аранжировки и расписывает партии, но и пишет свои композиции, находит произведения молодых авторов и «приспосабливает» под звучание «Терции» . Именно «Дональд», как его называют в среде музыкантов, еще в начале девяностых привлек к участию в проекте своих соратников по хоровому коллективу в музыкальном училище имени Степана Людкевича Ярослава Нудика, Андрея Капраля, Богдана Богача. Позже появился вышеназванный Турянин, а затем и Андрей Шавала.
Ну и самое главное, поскольку все родились и выросли в древнем городе, в музыкальных семьях, с детства слышали народные песни и по крупицам впитывали наследие украинской, польской, еврейской, австрийской культур, то их творчеству присущ львовский шарм-синтез высокого и изысканного искусства с разгульной бесшабашностью местных «батяров-хулиганов».
-Наши родители,-сказал как-то Владимир Якимец,-передали нам неимоверный фольклорный багаж, который путешествует с нами по жизни. Мы пытаемся народным песням придать новое звучание, пишем свои. И если через сто лет наш «Старенький трамвай» будут петь так же как сейчас «Ой чий то кінь стоїть», это будет огромный успех. А если нет, тоже- не беда. Для нас уже достижение, что люди на концертах подпевают тот же «Трамвай», «Чарку вина», «Пустельнык».
В Краматорске «Терция» «Старенький трамвай» не исполняла. А может попросту времени не хватило. Поскольку реалии таковы, что все концерты, спектакли и выступления в городах Северного Донбасса должны закончиться аккурат к прибытию на вокзал киевского поезда. А с «Укрзализницей», как известно, шутки плохи.
Но тем не менее, когда в дебюте концерта Славко Нудик и Андрей Капраль во время исполнения «На крутому березі ріки» устроили импровизацию, подражая звучанию различных инструментов, пятилетняя Аленка вместе с ровесниками возле кресел пустились в пляс. Для любого артиста это самый лучший индикатор его успеха.
А затем были «Людина» на стихи Василя Симоненко, классика жанра «Спитай» на поэзию Виталия Коротича и «Нехай» на слова Роберта Бернса в переводе Мыколи Лукива, народные песни. С каждым номером атмосфера в зале накалялась, энергетика возрастала. А Владимир Яковец, как капитан на судне, периодически доставал из кармана камертон, чтобы не сбиться с тональности, держал руку на пульсе и «давал добро» исполнение следующего номера.
На суд зрителей «Пиккардийцы» представили новые работы - песню времен сичовых стрельцов «Коли вы вмирали» на музыку Михаила Гайворонского и слова Михаила Кураха, и одну из ранних песен Андрея Кузьменко (Кузьмы-Скрябина) «Шукав свій дім» («Зима»). Зрители приняли их восторженно.
-Вообще,- признался руководитель формации – мы не исполняем материал на заказ аудитории, мы демонстрируем слушателям свою музыку и остаемся всегда искренними со зрителями. У нас не было такого, чтобы мы не сумели наладить контакт с публикой, где бы не выступали. Публика любит искреннего исполнителя, который владеет понятным для всех языком-языком музыки. А на каком континенте это происходит-не имеет значения.
Флюиды добра и заряды положительных эмоций посылали артисты со сцены, а зал отвечал взаимностью. Особенно когда Ярослав Нудик или Андрей Капраль «выключались» и давали возможность краматорскому тысяче голосному зрительскому хору показать свое искусство. И «Жовте листя», «Les Shamps Elysees» и даже «Sole mio» , не говоря уже о «Чарке вина» прозвучали отменно, вызвав восторг уже у музыкантов.
Артистов провожали стоя и под гром аплодисментов. Обговаривая перипетии концерта, в очереди в гардероб один из зрителей все-таки недоумевал «Почему же название такое у коллектива». Пришлось объяснить, что термин «Пикардийская терция» выдумал львовский композитор Анатолий Кос-Анатольский, и он обозначает мажорный поворот в финале произведения, написанного в миноре. А чтобы мэтр не дай бог не заподозрил их в плагиате, или затем не претендовал на авторском вознаграждение, «пиккардийцы» чуть-чуть по-доброму похулиганили и добавили к этому термину еще одну букву. Иначе не были бы они наследниками «львівських батярів».
Комментарии