Больше года народные депутаты не могут принять законопроект №6240 о гарантиях избирательных прав переселенцев. Из-за этого 1,5 миллиона жителей Украины не имеют права голосовать на местных выборах. Журналисты ZI разбирались, насколько важен законопроект №6240, и как избирательное право реализуется в странах, переживших военные конфликты.
После начала вооруженного конфликта на Донбассе полтора миллиона граждан вынуждены были примерить на себя статус «внутренне перемещенное лицо».
За четвертый год многие переселенцы «ассимилировали» с громадами, куда приехали жить. Открыли свое дело, нашли работу. Но началась борьба за свои права.
Немые в правовом государстве
Общественная активистка Татьяна Дурнева рассказала, что почти год назад был зарегистрирован законопроект №6240. Но пока его не приняли за основу, из-за чего больше полутора миллиона жителей Украины не имеют избирательного права. А это очень важно в контексте реализации реформы децентрализации.
Активисты решили провести акцию, суть которой публиковать фотоисторию какого-то переселенца без права голоса.
В этом проекте принял участие и житель Ильиновской громады Станислав Коваль. Он с семьей летом 2014 года переехал из Донецка в село Яблуновка Константиновского района. В 2017 году стал депутатом вновь образованной Ильиновской ОТГ.
- Станислав и его семья перебрались жить из Донецка в село Яблоновка Константиновского района еще в начале войны, - рассказывает депутат Ильиновской ОТГ Андрей Тараман. - Они сразу стали активными участниками громады: принимали участие в общественных делах (помощь в организации праздников и мероприятий, ремонт музея, активные участники патриотического объединения «Смолянська плутанка», которые сплели 1500 м.кв. маскировочной сетки для ВСУ и многое другое). Семьей создали питомник рыб, который стал любимым объектом для туристических групп. Принимали непосредственное участие в проектировании и визуализации социальных объектов - разукрашивали стены и заборы. Со временем Станислав с семьей создали собственную ОО «Яблунівське Плесо». За пару лет проживания в нашем селе, получили уважение населения и во время выборов в Ильиновскую ОТГ Станиславу удалось с большим преимуществом обойти сильных местных конкурентов и это притом, что законодательство ограничило его семью и других жителей села из числа ВПЛ голосовать за него. По моему мнению, необходимо разработать механизм, который позволял бы ВПЛ, постоянно проживающих на подконтрольной территории, не только выставлять свою кандидатуру на выборы, но и голосовать за себя или других кандидатов. Это новая кровь, влияние, изменения, развитие!
Чем важен законопроект №6240?
Мы попросили экспертов дать свою оценку важности принятия этого законопроекта. И обратились за разъяснением к менеджеру проекта IFES (Международная фундация избирательных систем) в Украине Юлии Шипиловой. Вот что она нам рассказала:
- Принятие законопроекта № 6240 - абсолютно необходимо для предоставления права голоса внутренне перемещенным лицам на парламентских выборах по мажоритарной составляющей избирательной системы и на местных выборах. Внутренне перемещенные лица, как правило, являются гражданами страны, в границах которой они были перемещены. Таким образом, имеют полное право участвовать в избирательных процессах, предусмотренное в документах по правам человека, в том числе во Всеобщей декларации прав человека (ВДПЧ) и в Международном пакте о гражданских и политических правах (МПГПП), а также в национальном законодательстве. Так, ст. 25 МПГПП гласит: «Каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации (…) и без необоснованных ограничений право и возможность: a) принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей; b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей; c) допускаться в своей стране на общих условиях равенства к государственной службе".
И здесь, как говорит эксперт, все должны обратить внимание на два ключевых слова – «право» и «возможность». Фактически ВПЛ в Украине не лишены права голоса, поскольку в законодательстве нет никаких ограничений касательно их участия в выборах и решений суда по лишению права голоса, связанных со статусом внутренне перемещенного лица, также нет.
Но государство не обеспечило возможность внутренне перемещенным лицам принимать участие в выборах на тех территориях, на которых они имеют такое право, а значит должно создать условия, при которых внутренне перемещенные лица будут иметь возможность реализовать такое право в другой способ.
Именно на это и направлен законопроект № 6240, принятие которого изменило бы основания для изменения избирательного адреса и соответственно дало бы возможность внутренне перемещенным лицам голосовать за кандидата.
Опыт решения проблемы в европейских и странах, претендующих на членство в ЕС
Разные страны по-разному решали вопрос предоставления возможности переселенцам голосовать на всех видах выборов. Например, в Грузии, где в результате вооруженных конфликтов 1992 и 2008 годов появились около 275 тыс. ВПЛ, все переселенцы были обеспечены жилищной площадью. Хотя стоит отметить, что в некоторых случаях такая жилищная площадь была равна шести квадратным метрам, там люди фактически не проживали. Однако ВПЛ были зарегистрированы и, соответственно, таким образом им определили место голосования.
Совершенно другой пример - послевоенные выборы в Боснии 1996-1997 годов, когда внутренне перемещенным лицам была предоставлена возможность выбрать округ, на территории которого они будут проживать. В будущем, к сожалению, это был негативный опыт. Поскольку политические силы использовали такое право в свою пользу - попросту склоняли своих очевидных приверженцев зарегистрироваться в тех округах, где у них были выше шансы выиграть. А вот в Сьерра-Леоне в 2002 году такое решение себя хорошо зарекомендовало и не привело к манипуляциям.
В Пакистане и в Косово, с которым ЕС подписали соглашение о стабилизации и ассоциации в октябре 2015 года, заново провели регистрацию всех граждан в гражданском реестре и таким образом полностью обновили и реестры избирателей.
Идеального варианта решения вопроса не существует. То, что сработало в одной стране, может совершенно не сработать в другой. Для принятия решения необходимо брать во внимание очень многие факторы: географию, политическую ситуацию, политическую культуру, безопасность, экономику и т.д.
Законопроект № 6240 был разработан в результате консультаций с релевантными стейкхолдерами. В первую очередь, учитывались мнение внутренне перемещённых лиц, которое было исследовано как через общенациональные опросы общественного мнения, так и через фокус-группы. Кроме того, он направлен на предоставление права голоса не только внутренне перемещенным лицам, но и остальным лицам, которые живут не по месту своей регистрации и чаще всего являются трудовыми мигрантами.
Комментарии