Высокопреосвященнейшего МИТРОФАНА, митрополита Горловского и Славянского, благочестивому духовенству, монашествующим и мирянам, боголюбивой пастве Горловской епархии Украинской Православной Церкви
Всем царствуяй созданием, быв человек,
вселися в Твою, Богоблагодатная, утробу,
и распятие претерпев и смерть,
воскресе боголепно,
совозставив нас яко всесилен.
Канон Пасхи, Богородичен 7 песни
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!
Возлюбленные о Господе всечестные отцы,
боголюбивые иноки и инокини,
дорогие братья и сестры!
В пасхальную ночь каждому человеку хочется прийти в храм. В церковь тянет даже тех людей, которые не считают себя постоянными прихожанами и в церковном богослужении в остальные дни не участвуют. Почему они идут в храм? Почему именно этот праздник так значим не только для христиан, которые к нему готовятся всю Четыредесятницу, сознательно идут дорогой, которой предлагает идти Церковь?
Люди чаще всего ищут того, чего им не хватает в повседневной жизни, стремятся к тому, чего у них нет. Что же такого происходит в пасхальную ночь, вокруг чего собираются люди и к чему они хотят прикоснуться, может быть, даже сами этого не осознавая?
Церковный устав вменяет нам в обязанность в конце пасхальной утрени читать огласительное слово святителя Иоанна Златоуста, потому что оно раскрывает суть и содержание праздника, как никакое другое послание. Без этого слова мы сегодня не представляем пасхального богослужения.
Там есть такие слова: «Итак, все войдите в радость Господа нашего; и первые и вторые получите награду; богатые и бедные ликуйте друг с другом; воздержные и нерадивые почтите этот день; постившиеся и непостившиеся веселитесь ныне. Трапеза обильна, — насыщайтесь все; телец велик, — никто пусть не уходит голодным; все наслаждайтесь пиршеством веры; все пользуйтесь богатством благости». И мы видим, что на Пасху так и происходит. Собираются все, и кто-то через Евхаристию, а кто-то просто через присутствие в храме прикасается к этому торжеству.
К чему же мы прикасаемся? О чём нам возвещает пасхальная ночь? О победе жизни над смертью? – да. О победе над грехом? – да. О воскресении Христа из мертвых? – да. А как была одержана эта победа? Какой силой Господь победил и грех, и смерть, и диавола – свирепых врагов, которые жизнь человека делают невыносимой? Ответ на этот вопрос даёт Крест: сила, которой одержана эта славная победа – бесконечная жертвенная любовь.
Если вспомнить историю рода человеческого, то Бог, сотворив человека разумным и свободным существом, эти два свойства – разум и свободу – подарил ему как дар, сделав через эти свойства человека похожим на Самого Себя. Господь дал ему возможность с помощью свободы совершенствоваться в любви к Нему, возрастать от силы в силу, становиться всё более совершенным через послушание, исполнение заповедей. Когда человек ошибся, использовав свою свободу неправильно, в мире появилось зло вследствие непослушания Богу, неправильного движения человеческой воли.
Как бы сегодня поступил человек, имеющий власть, силу, могущество, если бы с его подарком кто-то обошёлся так, как обошлись первые люди с тем великим даром, который дал им Господь? Я думаю, что ответ очевиден. А ведь у Бога есть все возможности для того, чтобы человека уничтожить и создать новое существо!
Человек сам виноват, что он не послушал Бога, и у него нет никаких прав ни на что претендовать. Он согрешил, он нарушил, он неправ. Это очевидно даже для него самого. И Бог имеет полное право с ним поступить как с тем, кто Его оскорбил и обидел. Но что делает Господь? Он нарушает все человеческие представления о справедливости, логике, законе. Он даёт первым людям обещание (Быт. 3:14-15) и делает всё для того, чтобы спасти человека. Бог не перестал любить Своё создание даже тогда, когда человек оказался недостойным, когда очевидным стало, что он этой любви никак не заслужил и не оправдал тех надежд, которые на него были возложены.
Зачем об этом вспоминать в пасхальную ночь? Становясь Человеком, умирая на Кресте, Господь совершает не только дело спасения человеческой природы, но и открывает людям новый закон, по которому они должны научиться жить. Открывает, что в мире самая главная сила, которая что-то может менять, что-то преображать, на которую можно опереться – это не могущество власти, разума, технологий, денег, оружия. Это сила любви и терпения.
Именно этой силой Господь побеждает смерть, умерщвляет грех. Этой силой Он привлекает к Себе учеников – и тогда, когда Он ходил по земле как человек, и на протяжении всей христианской истории. Именно этой любви не хватает сегодня в мире. О ней забыли как о силе. Её начинают считать слабостью и, отказавшись от неё, возвращаются к тому состоянию, которое было до времени, когда в мир пришёл Христос, как будто бы Он нам ничего не показал и нас ничему не научил.
Сегодня именно об этом хочется вспомнить, потому что количество людей, которые с помощью насилия хотят решить проблемы, возникающие у нас и в повседневной жизни, и в жизни человеческого общества, катастрофически велико. Это касается не только каких-то глобальных событий, когда воюют между собой народы и государства, и мы каждый день слышим о новых военных конфликтах и льющейся человеческой крови. Это касается личной жизни каждого человека.
Если у меня чуть-чуть больше власти и силы, то возникает соблазн именно с помощью этих инструментов решать проблемы во взаимоотношениях, утверждать свою точку зрения, добиваться поставленных целей и задач. Но Христос открывает совсем другую перспективу в человеческой жизни. Он показывает, что не этой силой нужно пользоваться, если она у тебя есть, а силой любви и терпения. Именно этой силой Он побеждает Своих врагов и преображает мир.
Сегодня даже в среде христиан запрос на насилие очень высок. Пример этого – недавняя дискуссия, когда вполне серьёзно люди в священном сане и миряне обсуждали вопрос, стоит ли бить жену. Если бы этого запроса на насилие не существовало, если бы оно не стало нормой нашей жизни, если бы мы к нему не привыкли, этот вопрос не мог бы даже появиться. Сам факт обсуждения этого вопроса уже настораживает: неужели даже для христиан не очевидно, что насилие – это не способ решать проблемы и добиваться поставленных целей?
Насилия сегодня слишком много. Оно проявляется везде. Люди забыли о том, что есть другое средство, другое оружие, что христиане должны подражать своему Учителю, терпением и любовью добиваться поставленных целей. К сожалению, даже для христиан это уже перестало быть очевидным. И не поэтому ли так страшно нам сегодня жить, так страшно выходить на улицу и так тревожно думать о будущем, которое ожидает нас и наших детей?
Мир, в котором насилие становится нормой жизни и единственным средством решения возникающих проблем, скорее всего, придёт к хаосу и разрушению. Есть такой закон: какой мерой мерите, такой и вам будут мерить (Мф. 7:2). Если человек хочет добиваться своих целей с помощью насилия, он должен быть готов к тому, что кто-то более сильный так же поступит и с ним. Выход из этого круга насилия – начать поступать по-другому: так, как хочет от нас Христос.
Когда мы действуем с помощью насилия, нам это кажется более быстрым и эффективным. Если мы действуем с помощью терпения и любви, это может казаться бесконечно долгим. Христос был распят, и можно было бы Ему сказать: «Ну вот, где Твоя любовь, где Твоё терпение? Посмотри, к чему привело то, что Ты не разрешил Петру достать меч, что Ты не разрешил двенадцати легионам ангелов за Тебя заступиться, что Ты не разрешил сжечь тех, кто был против того, чтобы Ты проповедовал в их селении, что Ты прощал блудников, мытарей, грешников, исцелял людей. Они Тебя не защитили, они не пришли к Тебе на помощь, не заступились за Тебя на несправедливом суде». В ночь Воскресения даётся ответ на эти вопросы. Ни добро, ни любовь, ни терпение не пропадают бесследно.
У Бога есть все средства и инструменты заставить нас исполнять Его волю, но Он этого не делает. Он показывает нам Свою любовь, восходя на Крест. Именно на эту любовь отзываются наши сердца, и мы спешим прикоснуться к ней, потому что у нас самих её нет. Только соединяясь со Христом, мы начинаем ощущать ту силу любви, которая исходит от Него, и понимать, что эта сила появляется и в нас.
Хотелось бы, чтобы для христиан насилие перестало быть нормой жизни, чтобы если не сразу, то хотя бы постепенно оно уходило из семейных отношений, из взаимоотношений родителей и детей, начальника и подчинённых, чтобы закон любви и терпения стал основным законом, которому бы следовали христиане, и с помощью которого они бы и сами менялись в лучшую сторону, и преображали мир вокруг себя.
ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ ИЗ МЕРТВЫХ! ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!
Божией милостью смиренный
Митрополит Горловский и Славянский
Пасха Христова — 2016 — Горловка
Комментарии