Назвать наиболее действенный механизм обеспечения жильем внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) непросто: государство не ведет по годам статистику использования одного из механизмов — жилищных сертификатов, инструмента компенсации за уничтоженное жилье. Минразвития прямо заявило, что отдельный учет таких данных отсутствует, сообщает ЕП.
Исследование показало, что именно жилищные сертификаты и программа «еВідновлення» продемонстрировали наибольший результат: по состоянию на июнь 2025 года ВПЛ получили 4 419 сертификатов на сумму 6,1 млрд грн (из 10 млрд грн, согласованных для этой категории). Примечательно, что заявки и выплаты резко выросли в 2024–2025 годах, а сама модель оказалась максимально практичной: после выдачи сертификата покупка жилья зависит лишь от предложения на рынке.
Для сравнения: в 2022–2024 годах временным жильем обеспечили только 4 236 человек при очереди в 23 099 — около 18%. Этот инструмент важен, но он решает краткосрочные задачи и не масштабируется в темпах, соответствующих спросу.
В 2023–2024 годах 4 079 ветеранов-ВПЛ получили денежные компенсации на 5,9 млрд грн, из которых 3 414 приобрели жилье. Однако в 2025 году программа не была профинансирована, что образовало «провал» в сегменте, показавшем высокую эффективность.
Что касается льготных кредитов, за 2022–2024 годы ими воспользовались 1 246 ВПЛ. Самой востребованной стала программа «еОселя» — за два года подано свыше 140 тыс. заявок, из которых одобрили около 57 тыс. Но реально профинансировано лишь 340 договоров — менее 1%. Причина в ограниченных бюджетных ресурсах и том, что многие ВПЛ не имеют дохода, достаточного для обслуживания кредита. На практике «еОселя» оказалась практически нерабочим инструментом.
Ключевые причины провалов:
-
Отсутствует категоризация «жилищных потребностей». ЕИБД ВПЛ умеет ставить «галочку» о «жилищной потребности», но не фиксирует ее тип (временное жилье, постоянное, компенсация и т.д. и жизненный цикл: от подачи до финансирования и закрытия).
-
Реестры не интегрированы (ЕИБД ВПЛ не сверяется системно с Госстатом, ГМС, ГНСУ, Пенсионным фондом), что приводит к неактуальным записям и нецелевым выплатам.
-
Отсутствует публичная аналитика эффективности: сколько средств потрачено на сколько квартир/решений; средняя стоимость закрытия одной потребности.
-
Замедленные проектные циклы (строительство/реконструкция, договорные процедуры) и риски качества отбора объектов (без прозрачных конкурсов).
По данным исследования «Центра оценки рисков», в 2022–2024 годах жилье или целевую поддержку на его приобретение получили не менее 8 896 ВПЛ, а с учетом компенсаций за уничтоженное жилье — 13 315. Это всего 6% от 219,4 тыс. актуальных заявок в ЕИБД ВПЛ и менее 0,3% от общего числа переселенцев. Проблема заключается не столько в нехватке денег, сколько в отсутствии системного управления спросом: средства не доходят до конкретных, четко зафиксированных потребностей.
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу. Оперативные новости по Константиновке и всей Донецкой области, а также Украине