Антикоррупционная группа Реанимационный пакет реформ обнародовала проблемы работы с электронными отчетами во время круглого стола «Ответит ли кто-то за ложь в электронной декларации».
Сейчас завершено 194 уголовных производства за декларирование недостоверной информации, рассказал главный эксперт Антикоррупционной группы РПР Александр Леменов. Львиная доля рассматривалась Нацполициею и прокуратурой. К приговоров доказано 8%: вынесено 14 обвинений, 4 человека осуждены к отбыванию наказания, но лишены его судом. Шестеро приговорены к общественным работам и один освобожден от этого. Четверо же приговорены к штрафу, из них трое — освобождены от уплаты денег. Поэтому за два года ни один из чиновников за ложь в декларации в тюрьмы не сел, — отметил Александр Леменов.
«Подавляющее большинство уголовных производств заканчивается тем, что суд освобождает обвиняемого от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием, — подчеркнул Александр Леменов. — То есть, хоть обвиняемый и признает вину перед судом, суд не признает его виновным и не применяет к нему уголовные санкции. Бывают случаи, когда о ходатайстве об освобождении от уголовной ответственности в суд обращается сам прокурор».
Чиновники же и нардепы во внимание правоохранительных органов попадают очень редко
И даже уголовные производства открывают не протиа топ-менеджмента государства, а против мелких служащих, — отмечают в СПР. Чиновники же и нардепы во внимание правоохранительных органов попадают очень редко, хотя имущества у них много, поэтому и поводов для расследований должно быть больше.
Причина, считают в реанимационном пакете реформ, — в отсутствии политической воли у руководства государства и полный контроль Национального агентства по предупреждению коррупции со стороны Администрации Президента, считает Александр Леменов.
Национальное агентство по борьбе с коррупцией стало сознательным тормозом расследования антикоррупционных преступлений — Лещенко
Нынешнее руководство государства вообще не желало запускать электронное декларирования, добавил народный депутат Сергей Лещенко. и было вынужденно, поскольку это было требованием Евросоюза для предоставления Безвизовые. сейчас же Национальное агентство по борьбе с коррупцией стало сознательным тормозом расследования антикоррупционных преступлений, считает нардеп.
«В конце прошлого года вышло разъяснение НАПК с подписью госпожи Корчак, которая приписала НАБУ расследование незаконного обогащения только после соответствующего заключения НАПК, — рассказал Сергей Лещенко. — То есть НАПК поставило себя выше закона Украины, приписали себе функции Конституционного Суда, и определило, что только те, кто прошел горнило НАПК, может попасть в НАБУ по статье «Незаконное обогащение».
Понятно, что это просто инструмент защиты коррупционеров от НАБУ, поэтому что за весь прошлый год было передано только четыре дела от НАПК к НАБУ о незаконном обогащении. Тогда как журналисты и эксперты передавали десятки подобных обращений в НАБУ, и эти дела расследуются».
Сейчас с более миллиона поданных деклараций проверено только 100, отметил главный эксперт Антикоррупционной группы РПР Александр Леменов. НАПК не находит нарушений в декларации, в частности, нардепа от «Блока Петра Порошенко» Третьякова потому, что ведомству не предоставила информацию налоговая и другие ведомства, отметил председатель правления State Watch Глеб Каневский. А отсутствие в декларации председателя совета судей Валентины Симоненко корпоративных прав человека Нацагентство по предупреждению коррупции рассматривает 10 месяцев, добавил адвокат, член ОО «Автомайдан» Роман Маселко.
Надо изменить формат антикоррупционных органов
Для того, чтобы изменить ситуацию, необходимо срочно изменить формат Назка, считает экс-глава аппарата Нацагентства по предупреждению коррупции Игорь Ткаченко. И при переформуватуванни обязательно учитывать украинском металитет. Например, в Болгарии комиссия Назка состоит из 5 человек, в Украина же необходимо больше.
«Учитывая менталитет нашего государства, вы не найдете другого коллегиального органа, который состоит из пяти человек, — отметил Игорь Ткаченко. — Все коллегиальные органы, которые существуют в Украине, состоят из 9 лиц как минимум. Потому что 5 гораздо легче договориться между собой о чем-то или на них влиять легче, чем на 9, 12 Второй момент — если руководство органа избирается из его членов, то в нашей стране, менталитет подсказывает, что нельзя договариваться 5 лицам, что каждый из них
будет два года головой».
Также, по мнению экспертов, для запуска эффективного механизма наказания за ложь в декларации нужно пересмотреть закон «О предотвращении коррупции». Но самое важное именно сейчас — перезагрузить НАПК. Ведь в таком виде, как сейчас, ни один орган, который финансируется из карманов налогоплательщиков, существовать не может, — подчеркнул Олекснда Леменов.
Для справки: Организаторы круглого стола — Институт Горшенина и Реанимационный Пакет Реформ. В обсуждении приняли участие народный депутат Украина Сергей Лещенко, главный эксперт Антикоррупционной группы РПР Александр Леменов, экс-глава аппарата НАПК Игорь Ткаченко, адвокат, член ОО «Автомайдан» Роман Маселко и председатель правления State Watch Глеб Каневский. Мероприятие организовано в партнерстве РПР и института Горшенина.
Комментарии