22 декабря Гуманитарный штаб Рината Ахметова провел конференцию «Психология войны: пережить травму», на которой эксперты затронули актуальную тему насилия и нарушения прав детей, оказавшихся в жерновах войны. Куда обращаться за помощью? Какие существуют нормативные акты? Как действовать родителям и реагировать психологам, столкнувшимся с проблемой? Ответы на эти вопросы звучали на конференции.
По подсчетам социологов в Донецкой и Луганской областях до начала конфликта на Востоке Украины проживало около миллиона детей, сегодня там осталось порядка 600 тысяч. Все они беззащитны перед лицом войны, так как детская тема в государстве отошла на задний план.
Специалисты Гуманитарного штаба Рината Ахметова, оказывая психологическую помощь детям по преодолению «травмы войны», неоднократно сталкивались со случаями физического и морального насилия. «Тема физического насилия всегда острая и всегда стыдная. Особенно, если это происходит в семье, или в случаях абьюза военных над детьми. Об этом психологам говорят шепотом или не говорят вовсе. Родители боятся замечать эти проблемы и делают вид, что все в порядке. И психологи часто не знают, как правильно поступать в таких случаях, нужно ли обращаться за помощью в социальные службы», ‒ рассказала Алена Лукьянчук, координатор Психологической службы штаба Ахметова.
Безопасность детей напрямую зависит от того, помогают ли им в сложной ситуации. И защита ребенка – это, в первую очередь, функция государства. Но в вопросе защиты прав ребенка в зоне конфликта, да и на остальной территории Украины сегодня сложно найти следы государства, считают эксперты.
«Пока мы не признаем прав детей, проблем меньше не станет. За полтора года конфликта Верховный совет Украины так и не определился с понятием «ребенок – жертва военного конфликта», проект закона 17 раз выносился на рассмотрение. Но и по сей день Высшее законодательное собрание Украины так и не признало, что ребенок в войне – это патология и что это обязывает государство к каким-то действиям», – сообщила Людмила Волынец, эксперт по правам ребенка.
За полтора года конфликта Министерство социальной политики выдало всего 3 нормативных акта, касающихся детей в зоне военного конфликта. «Пока Министерство образования, Министерство здравоохранения, Министерство социальной политики не разработают четкие алгоритмы действий, мы будем говорить о параличе власти и в зоне конфликта и на всей территории Украины», – подчеркнула она.
По словам эксперта, в настоящее время действуют довоенные законодательные правила, утвержденные Постановлением Кабинета министров №866 от 26 сентября 2008 года «Порядок деятельности органов опеки и попечения, связанной с защитой прав ребенка». Согласно этому документу, если ребенок подвергся насилию, нужно:
- Написать заявление с изложением известных вам фактов. Обязательно зарегистрировать этот документ. Система устных обращений в государственные органы, особенно в зоне конфликта, не работает.
- Добиться заседания комиссии по защите прав ребенка (по конкретному случаю насилия). На заседании собираются представители всех структур районной администрации или горисполкома (отдел здравоохранения, отдел образования, соцслужба, органы внутренних дел, в случаях нарушения уголовного кодекса). По результатам заседания должен быть составлен протокол решения с отчетом о том, кто и чем помогает ребенку, в какие сроки.
- Следить за тем, чтобы протокол решения обязательно пересматривался один раз в 2 месяца для контроля сроков исполнения решений комиссии.
www.fdu.org.ua
Комментарии