36 человек из прифронтовой зоны должны были найти приют на Закарпатье в Центре по договоренности с Благотворительным фондом «Восток SOS». Однако местные власти теперь мешают осуществлению задуманного после того, как помещение было отремонтированно за средства фонда.
Из прифронтовых населенных пунктов Донетчины и других областей почти ежедневно эвакуируются люди. Они ищут новый дом в громадах разных областей Украины, в частности на Закарпатье, где ныне местные власти начали блокировать эвакуацию гражданских. Об этом пишет Благотворительный фонд «Восход SOS».
Новым домом для маломобильных и пожилых эвакуированных людей с востока и юга Украины должен был стать центр в деревне Нересница на Закарпатье. Там благотворители договорились с местными властями, что они отремонтируют старое здание и закупят оборудование, а громада выделит средства на содержание и зарплаты социальным работникам, которые будут помогать людям старшего возраста и людям с инвалидностью.
В настоящее время больница отремонтирована, но в Нереснице уже 9 месяцев отказываются принимать маломобильных лиц, которые не могут жить без присмотра и заботы. Говорят, что решение не было согласовано с сельскими депутатами, которым не нравится такая инициатива, потому что имеют более важные приоритеты.
"Ремонт и полная подготовка здания к приему новых жителей стоила около 7 миллионов гривен, но в последний момент местные власти отказались выполнять свои обязательства, заблокировав процесс эвакуации",— отметил координатор направления восстановления Евгений Голованевский.
Сейчас в транзитном шелтере Днепра расселения ждут 76 человек из Курахово, Авдеевки, Берислава и других прифронтовых населенных пунктов. Помещение в деревне Нересница была рассчитана на 36 человек из прифронтовой зоны, не имеющих родственников и нуждающихся в постороннем уходе. По медицинским показателям они не могут быть госпитализированы, но жить самостоятельно без посторонней помощи им не под силу.
"Например, мужчина, работавший на строительстве в Славянске: во время обстрела он упал со второго этажа и сломал шейку бедра. Через несколько дней у него произошел инсульт, — рассказывает Ярослав Корниенко, координатор направления эвакуации БФ «Восток SOS». — Он был абсолютно выключен из полноценного самостоятельного функционирования, нуждался в реабилитации, оформлении инвалидности. К нам обратилась его соседка, чтобы мы его эвакуировали".
Почти полтора года сотрудники «Восток SOS» помогали мужчине восстановить и оформить документы, взаимодействовать с медицинскими заведениями, обеспечили местом временного проживания, потому что возвращаться ему уже некуда. Но несмотря на все, человек остается зависимым от посторонней помощи, нетрудоспособен и имеет инвалидность II группы, поэтому требует перемещения в учреждение, где он мог бы получать помощь в быту ежедневно. Если поселить его в обычный шелтер, он не сможет справиться самостоятельно.
Для размещения таких людей должно быть специальное место, где они могут достойно находиться и где им окажут сопровождение. Тех, кого эвакуирует «Восток SOS», они размещают в Днепре в центре временного приюта «Океан добра», где есть специально приспособленные помещения, кровати, тележки и каталки, а главное — люди, оказывающие помощь.
"Но потом нам нужно их разместить долгосрочно. Потому что мы, как благотворительный фонд, поддерживаем центр временной защиты для людей с инвалидностью. Но не можем взять на себя обязательство содержать там человека пять или десять лет, — объясняет Ярослав. — Это должно делать государство. И потому, чтобы освобождать места для тех, кого вывозят непосредственно из опасной зоны, нам нужны постоянные места в гериатрических заведениях".
Таких мест катастрофически не хватает. Дефицит ощущается даже в Европе, куда тоже перевозят маломобильных украинцев благотворители.
"Строить новые дома поддерживаемого проживания очень дорого и нет действенного механизма содержания, – говорит координатор. — Поэтому мы решили, что наиболее логично расширять действующие учреждения в громадах, которые заинтересованы в сотрудничестве".
А заинтересованность громад на самом деле основывается на нескольких составляющих. Во-первых, они получают определенный процент мест в отремонтированных заведениях местных жителей. У людей бывают разные обстоятельства и никто не застрахован от того, что ему понадобится такая услуга.
"Во-вторых, это рабочие места в этом заведении — санитары, повара, администрация, бухгалтерия, — говорит Ярослав. — И третье: война все же дело солидарное. Мы не для коммерческих целей или личных дел создаем подобные заведения. Чтобы преодолеть последствия войны должна быть солидарность всей страны".
В настоящее время конфликт пытаются разрешить на уровне сотрудничества областей. Закарпатская областная администрация, которая ранее также не согласовала финансирование расширенного отделения больницы, отремонтированного средствами доноров, договаривается о сотрудничестве с Донецкой ВГА, чтобы релоцировать в Нересницу интернатное учреждение для детей с инвалидностью — с финансовыми обязательствами со стороны Донетчины. Но 36 эвакуированных из-под обстрелов маломобильных людей, которые уже могли проживать в подготовленных для этого помещениях и созданных именно для них условиях, так и остаются «в воздухе».
"К сожалению, за два года система помощи именно этой категории не налажена. Искать место постоянного проживания для каждого эвакуированного маломобильного лица работникам благотворительных организаций приходится "вручную", обзванивать разные заведения по всей Украине, обращаться к благотворителям и тому подобное. Потому что государственных механизмов, которые бы эффективно работали, пока просто не существует", — говорит Ярослав Корниенко. — Но если сейчас снова начнется эвакуация какого-нибудь более-менее крупного города, то эти маломобильные и лежащие люди будут просто лежать на носилках и каталках на железнодорожной платформе в городе Днепр. Поэтому я считаю, что создание таких домов поддержки должно быть для государства приоритетом. И мы не имеем права расслабляться в этом вопросе".
Сейчас работники «Восток SOS» открыто заявляют о ситуации, сложившейся на Закарпатье, и просят действенной помощи не только с конкретным случаем, но и о создании системы защиты маломобильных людей на государственном уровне.