По состоянию на 2025 год около 70% территории Донецкой области остаются оккупированными или в зоне активных боевых действий. В этом числе — Мариупольская, Авдеевская, Соледарская, Сартанская, Мангушская, Никольская, Очеретинская, Новогродовская, Звановская, Угледарская и части других общин, включая Торецкую, Мирноградскую, Константиновскую и Кураховскую.
На этих территориях зафиксировать ущерб невозможно: комиссии не могут провести обследование, а люди — получить компенсацию. Хотя уже два года действуют законы и реестры, для тысяч семей Донетчины они остаются недоступными, сообщает Вчасно.
Базой для выплат стал закон №2923-IX (вступил в силу в мае 2023 года). Он предусматривает:
- денежную компенсацию до 500 тыс. грн за повреждённое жильё;
- жилищный сертификат на покупку или строительство дома;
- программу «єВідновлення» — до 200 тыс. грн через приложение «Дія» для небольших ремонтов.
Но все эти механизмы требуют физического обследования объекта, что невозможно в прифронтовых или оккупированных районах.
Тем не менее, в 16 общинах Донетчины, где комиссии работают, начислено более 2 млрд грн компенсаций. Это лишь малая часть от всех поданных заявлений — десятки тысяч остаются вне процедур из-за невозможности фиксации ущерба.
Чтобы собрать полную картину, журналисты Вчасно направили запрос в Донецкую областную военную администрацию. Областные власти ответили, что не владеют всей информацией и переадресовали вопросы непосредственно в военные администрации общин. В результате из 66 территориальных общин области ответили только 35. Из них только в 16 общинах удалось установить фактические суммы уже начисленных компенсаций.
В конце 2024 года Верховная Рада приняла законопроект №11161, который автоматически признаёт жильё на оккупированных и опасных территориях уничтоженным. Это бы дало возможность выплачивать компенсации без обследования. Однако, по состоянию на июнь 2025 года, документ не подписан Президентом и не возвращён в Раду с замечаниями. Между тем петиция в его поддержку собрала свыше 25 тысяч подписей.
Пока новые компенсационные механизмы остаются только на этапе подготовки, для ВПЛ в Украине действует несколько альтернативных инструментов обеспечения жильем.
Альтернативные меры поддержки ВПЛ:
- Субсидии на аренду жилья: с 2025 года действует программа для тех, кто тратит более 20% дохода на аренду. Но она почти не работает, поскольку большинство арендодателей не хотят легализовывать арендные договоры. А сами ВПЛ сталкиваются с бюрократическими барьерами при подаче документов.
- Ипотека по программе «єОселя»: доступна для ВПЛ, включая вторичное жильё до 10 лет. Однако спрос превышает предложение, особенно в небольших городах. Из-за нехватки средств заявки обрабатываются с задержкой, а новые часто не принимаются.
- Программа Госмолодежьжилье: ипотека под 3% на 30 лет. Участвовать могут только переселенцы без другого жилья (кроме находящегося на оккупированных территориях). Тут финансирование распределяется через жеребьёвку, поэтому количество желающих намного больше, чем победителей.
Работают также инициативы местного самоуправления, в частности, Мариупольского городского совета «ЯМариуполь.Жилье». В рамках проекта «ЯМариуполь.Жилье» в Киеве и Днепре создано 284 комнаты для временного проживания ВПЛ. Еще несколько объектов готовятся к открытию. Проект имеет существенное бюджетное подкрепление, но в то же время, детальные отчеты о расходах в открытом доступе отсутствуют. Кроме того, правоохранители открыли уголовное производство по нарушениям при ремонте общежитий в Днепре.
Несмотря на существование законодательных основ и альтернативных программ, механизмов компенсации за утраченное жильё для большинства переселенцев Донетчины по-прежнему нет. Новые законопроекты и дистанционные форматы фиксации только разрабатываются, а существующие программы — либо недоступны, либо ограничены.
Более трёх лет десятки тысяч семей остаются без реальной возможности вернуть утраченное жильё — даже в виде компенсационного сертификата или кредита.
Присоединяйтесь к нашему Telegram-каналу по ссылке ниже. Оперативные новости по Константиновке и всей Донецкой области, а также Украине: