Небольшой зал драматического театра Мариуполя. Свечи и звуки скрипки муниципального камерного оркестра «Ренесанс».
Журналисты, зрители, камеры и фотоаппараты. Все внимание присутствующих приковано к стене. На ней – 28 картин, описывающих происходящие события на Майдане. Но вблизи их не рассмотреть, как ни старайся. Все смазано и непонятно. Только на расстоянии каждое полотно складывается в единое целое пространство. И тогда Майдан вновь оживает и завораживает. Держит долго и не отпускает. И вот уже по щекам скатываются слезы. Чем дольше смотришь, тем ощутимее трагедия «Стены», к слову так назвал выставку автор. Первая картина посвящена избиению студентов, на ней первая кровь. А далее алые, темные, серые краски. Клубы дыма от горящих шин и багряное зимнее небо. Разгон, зачистка, расстрел…И только последнее полотно – тишина на зимней и безлюдной Институтской, светлый и чистый горизонт. Вроде бы все ясно и чисто.
Но нет, в день выставки в Мариуполе слышны раскаты орудийных залпов и не смолкают «бахи». Здесь своя стена, отделяющая мирную жизнь от передовой. Форпост. Поэтому и выбрали Мариуполь для «Стены» не случайно. Прежде, чем попасть сюда, выставка побывала в благополучном Лондоне, ее видели в тихой Варшаве, в польском сейме. С ней знакомились немцы в музее Берлинской стены и посещали американцы в сытом Нью–Йорке. Возможно, только через годы будет дана объективная оценка нестареющим и живым полотнам Вайсберга. А пока с ними только знакомится мир.
Выставку открыла начальник управления культуры и туризма Донецкой облгосадминистрации Алина Певная. Она отметила, что организовать мероприятие помог личный друг Вайсберга - заместитель председателя Донецкой облгосадминистрации Игорь Стокоз.
Алина Валентиновна рассказала о самом Матвее Вайсберге. Это украинский художник, который пишет циклами. Есть у него цикл библейских историй в картинах, хотя сам автор не религиозен. Всего у него более 50 персональных выставок. При этом Вайсберг никогда и никому не продает свои работы, не является и членом Союза Художников Украины. Он пишет исключительно для народа, тем и уникален. Его творчество понятно и доступно, вместе с тем заставляет думать, сопереживать, верить. Свой стиль Вайсберг определил как «арьергардизм». До него такого в Украине не было.
Кроме картин Вайсберга были представлены работы украинских художников Валерия Крамаренко и Олега Шупляка. Их работы богаты подтекстами, имеют богатую смысловую нагрузку. Трогательно смотрится картина «ДНК». Закрученная спираль, определяющая нашу национальную идентичность, показана в форме тонкого вышитого украинским орнаментом пояска. В общем, лучше один раз увидеть…
Комментарии