В Америке разразился новый скандал — Дональд Трамп и его сторонники ополчились на выходящий в прокат фильм «Охота» с крайне неполиткорректным сюжетом и обилием реалистичного насилия.
Этой ленте американский президент посвятил гневную пресс-конференцию, а его единомышленники обвинили сценаристов в пропаганде убийств на политической почве. Малек Дудаков рассказывает о страшном сюжете «Охоты» и о политической борьбе, которая вышла за рамки дозволенного.
Производством триллера «Охота» занималась студия Blumhouse Productions, которая хорошо известна выпуском многочисленных фильмов ужасов. В последние годы сценаристы Blumhouse начали заигрывать и с острыми политическими темами.
Студия сняла трилогию «Судная ночь»: кровавый триллер-антиутопию о том, как в Америке будущего один день в году будет позволено совершать любые преступления. Под самый конец трилогия превратилась в откровенную политическую пропаганду: революционеры, стремящиеся покончить с «судной ночью», расправляются с ее главными адвокатами — богатыми консерваторами.
Другой триллер, «Прочь», в сатирическом ключе рассказывает историю одной обеспеченной белой семьи, которая крадет чернокожих, чтобы проводить над ними эксперименты по пересадке органов.
Но сейчас сценаристы Blumhouse решили пойти еще дальше и сняли триллер о том, как богатая и «просвещенная» американская аристократия ради забавы устраивает охоту на простых сельских жителей.
Изначально имевший рабочее название «Красный штат против голубого штата» (отсылка к политическому разделению США: красные штаты — это бастионы консерваторов и республиканцев, а голубые штаты — либералов и демократов), фильм повествует о классовом и социальном противостоянии, доведенном до крайнего предела.
Выпущенный трейлер наглядно показывает, в чем заключается основное действо. Представители элиты уверены в том, что Америка — это их страна, ведь они платят больше всего налогов. Поэтому им и должно быть позволено больше в сравнении со всеми остальными, кого они даже не считают людьми и чьи права не признают.
Они придумывают новое развлечение: красть простых людей и вывозить на огороженную территорию в лесу, напичканную различными ловушками. Вооружившись огнестрельным оружием и луками с арбалетами, «охотники» расправляются со своими жертвами. Впрочем, чтобы добавить какой-то интриги, они дали возможность «добыче» найти на просторах леса оружие и как-то уравнять шансы. И это, если судить по трейлеру, в конечном счете стало фатальной ошибкой для антагонистов.
События фильма происходят где-то в Хорватии, если верить номерам автомобилей, хотя место для охоты выбрано таким образом, чтобы олицетворять американскую глубинку (штат Арканзас).
В образе «охотников» выступают купающиеся в роскоши топ-менеджеры корпораций и состоявшийся «креативный класс». В сценарии фильма, попавшем в руки журналистов, двое персонажей ведут диалог:
Термин «нечистоплотные» (по-английски deplorables) получил широкую известность осенью 2016 года. Тогда в одной из речей Хиллари Клинтон, кандидат в президенты от Демпартии, именно так охарактеризовала электорат Трампа. Мол, значительная часть его избирателей — расисты, женоненавистники, ксенофобы, исламофобы, чье место в корзине для мусора. Считается, что одна эта уничижительная фраза Клинтон могла ей стоить сотен тысяч голосов избирателей, не пришедших поддержать ее в день выборов.
Представленные в фильме «жертвы» — это в основном жители небольших городков, обыкновенные трудяги и рабочий класс, в основном белые — типичный электорат Трампа. Им же противостоят «охотники» в виде мультикультурных «сливок общества», проживающих в крупных городах на побережье.
Себя они видят самыми образованными и интеллектуально одаренными: в одной из сцен такой «охотник» убивает свою «жертву», приговаривая:
Здесь отсылка к тому, что обычные консервативные избиратели часто скептически относятся к теории глобального потепления.
Вероятно, подобный сюжет в любом случае вызвал бы общественный скандал. С одной стороны, он действительно разжигает классовую и политическую вражду, которая и так заполняет собой всю публичную политику нынешней Америки. С другой, фильм постулирует худшие стереотипы о представителях разных слоев общества и идеологических взглядов, причем делая это в самом отвратительном антураже из возможных — кровавом триллере, полном насилия.
Но последней каплей стала начавшаяся совсем не к месту рекламная кампания фильма сразу после двух крупных шутингов, приключившихся в нескольких штатах США — Техасе и Огайо. Эти шутинги унесли жизни 34 человек. Как минимум один из «стрелков» был мотивирован именно политической составляющей: будучи «белым националистом», он мечтал убивать мигрантов из Латинской Америки.
Сценаристы «Охоты» всячески отрицают то, что их детище может пропагандировать насилие, и называют фильм «сатирическим». Но они, пожалуй, единственные, кто в это верит. Общественное порицание фильма дошло и до Белого дома, ему посвятил специальную пресс-конференцию Трамп. Американский президент назвал фильм «ущербным» и «полным ненависти и злобы».
«Либеральный Голливуд — расисты высшего порядка, злобные ненавистники! Они называют себя "элитой", но на самом деле строго оппонируют тем, кто является настоящей элитой в этой стране. Фильм был специально состряпан, чтобы посеять хаос. Они сами создают насилие, а потом обвиняют в нем других! Они настоящие расисты, это плохо для нашей страны!» — написал Трамп.
Если сцены насилия с участием Трампа уже и стали чем-то привычным — достаточно вспомнить актеров, устраивавших «перформансы» с отрубанием головы президента США — то подобные выходки в отношении представителей его электората — это уже что-то новое.
После конференции Трампа американские телеканалы начали один за другим убирать рекламу «Охоты». А чуть позже студия Universal Pictures, распространяющая фильмы Blumhouse, приняла решение снять его с проката на неопределенный срок. Как минимум, пока не утихнут страсти и не забудутся недавние шутинги. Но эта досадная оплошность вряд ли остановит сценаристов и дальше экспериментировать в подобном ключе. Ведь доходы Голливуда падают, аудитория сокращается, вот и приходится ее завлекать все более провокационными пропагандистскими трюками.
Комментарии