Административно-территориальную карту страны в ближайшем будущем ждут существенные перемены. Сократится количество районов: Минразвития общин и территорий показало проект обновленной «нарезки», согласно которому вместо нынешних 490 районов останется всего 118. В большинстве регионов страны количество районов уменьшится в три-пять раз.
Вопрос этот тесно связан с реформой децентрализации и созданием ОТГ (объединенные территориальные общины; громады — по-украински), и он требует очень быстрого решения. Как именно планируют перекроить карту Украины и как новая нарезка скажется на качестве жизни и доступе к услугам на местах, разобрались
«Вести».
Суды из-за ОТГ
О проекте админреформы, предусматривающем укрупнение районов, и, соответственно, сокращение их количества, говорил еще в июле 2019-го нардеп и глава партии «Слуга народа» Александр Корниенко. Задумка такова: чем больше местных общин — сел, поселков, городков — создают ОТГ, «кирпичики», которые, согласно реформе децентрализации, лежат в основе региональных «фундаментов», тем менее значима функция РГА. Она утратит свои главные, по сути, полномочия по распределению средств, сохранив контрольную функцию.
«С расширением полномочий власти местного уровня соответственно будет уменьшаться роль госадминистраций. И будет замена их (т. е. РГА) на префектуры, которые будут следить за законностью решений местных советов», — говорил тогда Корниенко.
На деле же создание ОТГ буксует. Денис Шмыгаль на днях привел статистику, из которой следует, что в Украине должны быть созданы 1029 ОТГ, из них примерно 110 «конфликтных» — т. е. у 8% общин есть напряжение среди местных элит.
Скорее всего, конфликтных точек значительно больше, а на днях вопрос даже вышел на международный уровень: парламент Болгарии принял декларацию, осуждающую разделение Болградского района Одесской области (регион с большим количеством этнических болгар якобы хотят располовинить административным путем, что вызывает протесты населения).
«20 мая границы ОТГ утвердил Кабмин своим постановлением. И в каждом конкретном случае нарезку делали под чьи-то конкретные интересы, под местных "князьков" и областных депутатов, с соблюдением их бизнес-интересов, — говорит депутат Рады от Киевской области Анна Скороход. — Вместе с общинами, которые не согласны с тем, что их к кому-то присоединили, мы обращаемся с исками в Админсуд, чтобы отменить решение Кабмина об утверждении границ».
Подобные иски, по данным «Вестей», готовятся и во многих других регионах. «Это будет, по сути, самый жаркий момент летом — учтите, что осенью должны пройти местные выборы, по новым правилам и в ОТГ, законность создания которых будет оспариваться», — обрисовал «Вестям» перспективы политтехнолог Олег Постернак.
Польская модель
В плане Минрегиона — принять постановление о «нарезке» районов до середины июля. Т. е. к этому моменту должен, по идее, быть закрыт и вопрос о создании ОТГ. Сегодня, по статистике ведомства, институт РГА полноценно работает лишь на территории 75 районов (т. е. там ОТГ вовсе не созданы). В 164 районах общины покрыли от 50% до 99% площади. На все 100% закрыты вопросы только в 26 районах.
Необходимость изменения районного деления, по мнению правительства, возникла из-за диспропорций параметров существующих районов. Для сравнения, наименьший район в Украине по количеству населения — Полесский Киевской области, в котором проживает 5622 человека. А наибольший — Харьковский с населением 182 100.
Однако, по всей видимости, новые районы «резали» по принципу создания ОТГ, учитывая границы населенных пунктов и т. п. (то есть, по мнению экспертов, применяли скорее «политический» критерий). «Идея в том, чтобы новые, "перенарезанные", районы были самодостаточными по налогообложению. Тут самый важный принцип — деньги, а не количество населения, — комментирует ситуацию народный депутат Алексей Кучеренко. — Применяется та же модель, что в Польше — и у них она сработала».
В Дунаевецкой ОТГ, расположенной в Каменец-Подольском районе Хмельницкой обл., «Вестям» подтвердили: уже распоряжаются налогом на доходы физлиц, акцизами, земельным налогом. «А еще нам положены средства на развитие территорий, тут пока средств нет, — говорит собеседник. — Но есть и минусы. По новому районированию, теперь наши Дунаевцы теряют статус райцентра. Больница наша перестает быть "центральной районной". Мы ее сохраним, как сможем, но гарантий нет».
Вопросы и к системе образования. «Как бы реформа, хорошая и идеологически правильная на этапе задумки, не стала противоречить себе же: ясно, что в селе, где пять школьников, школа — дорогое удовольствие. Нужно возить детей в опорное учреждение. И в США или Канаде это красиво выглядит: желтый автобус, принадлежащий общине (та же ОТГ), забирает деток. У нас же это все есть? — Нет!» — говорит Кучеренко.
Анна Скороход отмечает, что этот процесс ускорит гибель малых сел и поселков. «Тут не важно, как "нарежут" районы. Люди в регионах уже перестали получать медпомощь и качественное образование — спасибо профильным "реформам". Это приведет к очень скорой гибели сел, и почему-то никто во власти не слышит или не хочет слышать об этом», — говорит нардеп.
80 км ради справки
Подобные вопросы возникнут и по предоставлению админуслуг населению. Политолог Руслан Бортник, проанализировавший «нарезку» районов в своей родной Житомирской области, считает, что ситуация усложнится. «Нам обещают, что все обслуживание будет перенесено на уровень ОТГ. Но я не представляю, как она будет выдавать паспорта, свидетельства о смерти или удостоверять акты гражданского состояния», — говорит он.
В его «родной» ОТГ в Романовском районе такой инфраструктуры нет, и на практике это означает, что вместо 12–15 км, которые нужно проехать до райцентра сегодня, придется ехать в Житомир (а это 80 км).
Правда, такая ситуация не везде. В Сумской обл., где вместо существующих 18 районов останется всего пять, вопрос решен кардинально. Глава Новослободской общины Ольга Гаркавенко рассказала, что админуслуги жителям ее ОТГ уже предоставляет ЦНАП (Центр предоставления админуслуг; Центр надання адміністративних послуг — укр). «Ехать не надо: справки, удостоверения, доверенности, завещания могут сделать прямо на месте. Нотариуса, правда, нет, но есть частные в Путивле (бывший райцентр. — Авт.), ехать в Конотоп (будущий райцентр для этой ОТГ. — Авт.) не нужно будет», — говорит Гаркавенко.
По ее словам, жители ее сел могут получить и консультации представителя Пенсионного фонда (сейчас работает в дистанционном режиме, в планах — стационарное рабочее место), оформить субсидии или пособия у специалиста программы «Социальная община». «Конечно, если человек захочет, он может поехать в Конотоп и оформить все там, но уже можно решить все прямо на месте», — говорит Ольга Гаркавенко.
Но это скорее исключение из правил. Даже в Киевской области, где вместо 25 районов, в планах — «перенарезать» всего шесть, широкая работа ЦНАП пока развернута не везде. «И это не говоря о коррупционных мотивах местных чиновников: на дерибане местных бюджетов сейчас, в отсутствие какого-либо контроля, делают себе целые состояния. Пример — ремонт дорог: составляют акт о выполненных работах, а на деле хорошо, если положат несколько метров нового асфальта», — утверждает Анна Скороход.
По ее версии, происходящая реформа попросту перенаправит финансовые потоки. «В этом и заключается главный вопрос о том, какова цель этой реформы с изменением админустройства страны. У советской реформы таковая была, и это — обеспечение экономического, инфраструктурного развития регионов. У нас на такие проекты нет финансов. А из того, что есть... Если то, что было разрезано на кусочки, сложить в кучу — она больше не станет», — резюмирует Бортник.
Проект нарезки районов, предложенный Минразвития общин и территорий, не окончательный. На этом особо настаивает профильный замминистра Вячеслав Негода. «Еще внесут предложения, которые будут обязательно рассмотрены и, если они не будут противоречить критериям, которым должны соответствовать будущие районы, их учтут», — цитирует его сайт ведомства.
Комментарии