Причиной многих трагедий является человеческий фактор.
Недавно в одном из учебных заведений Донецкой области был уволен преподаватель физической культуры, допустивший в отношении одной из учениц рукоприкладство. По словам свидетелей инцидента, учитель поднял девочку за шею. Ребенок испытал не просто дискомфорт, а шоковое состояние, которое могло иметь неблагополучный исход. По словам учеников, мужчина и ранее допускал рукоприкладство в отношении детей. Подобные случаи, к сожалению, имеют место не только в школах, но и в детских дошкольных учреждениях.
Понятно, что и реакция родителей на подобное поведение может быть не в правовом поле. Что нужно делать во избежание рукоприкладства в учебных заведениях, а если такое случилось, то как себя правильно вести? Об этом мы решили узнать мнения жителей Константиновки и экспертов:
Светлана Анатольевна:
—Тревожит тот факт, что ребенок не всегда может рассказать, что на него воспитатель в группе детского сада поднял руку — ударил или обозвал. Многие дети в силу своего возраста считают это нормальным, особенно если и родители его подобным образом наказывают. Я, например, только через годы узнала, что к сыну воспитатели относились неблагосклонно. Во многих западных странах учебные заведения оборудованы видеокамерами, они установлены в группах детских садов и при выходе из них. Почему мы должны прийти к такому же решению вопроса у нас на Украине через страдания детей? В эпоху, когда дети становятся живым товаром, их похищают и продают (достаточно вспомнить, как учитель украинского языка Люботынской специализированной школы Харьковской области продала ученицу – девочку из многодетной семьи за 10 тысяч долларов) – видеокамеры просто необходимы.
Аркадий Михайлович:
— Человеческий фактор является причиной многих несчастий. Например, водители маршрутных такси, прежде чем заступить на смену, проходят медицинское освидетельствование на предмет состояния здоровья. Крановщики, работающие на высоте, проходят ежегодный медицинский осмотр. Пилоты самолетов, прежде, чем сесть в кабину, проходят медкомиссию. Представьте, если у водителя или пилота в результате повышенного давления произойдет инсульт за рулем или штурвалом? Это неизбежно к катастрофе приведет. Почему люди, работающие с детьми, не проходят хотя бы раз в месяц медицинский осмотр на предмет морально-психологического здоровья? В школах и детских садах не должны работать граждане с неустойчивой психикой. Только медицинское освидетельствование на допуск работы с детьми. Если бы это было, то таких трагедий, как продажа детей учителями, не говоря уже о рукоприкладстве, удалось бы избежать.
Юлия Ивановна:
— Помню, как в шестом классе преподаватель физики трепала меня за волосы, за то, что не пришла на занятия. Осадок от того прикосновения остался на всю жизнь, до сих пор бросает в холод от одного воспоминания. А потом училась в музыкальной школе. Наш класс вела очень одаренная преподаватель по классу фортепиано. Многие девочки, которых она учила, связали с музыкой свою жизнь, а некоторые стали известными пианистами в Европе и Украине. И вот она на нас не только орала, но еще и била, по голове. Почему учителя выбирают для рукоприкладства самую незащищенную часть тела, такую, как голова – до сих пор непонятно. Какими бы замечательными ни были эти преподаватели, но педагоги из них никакие. Тех, кто применяет рукоприкладство в отношении детей, нужно просто убирать из системы образования.
Телесные наказания школьников допустимы в консервативных странах, таких, как Сингапур и Египет.
В Сингапуре, например, ротанговыми палками «выбивают юношескую дурь», преимущественно из мальчиков-школьников.
В США нет федерального закона, запрещающего наказание детей. Зато буйных учеников здесь разрешено успокаивать с помощью таблеток — мягких транквилизаторов.
В школах Британии, где до недавнего времени детей наказывали розгами, телесные наказания отошли в прошлое.
А вот ортодоксальные иудеи, наоборот, практикуют символическое наказание юношей розгами в канун праздника Йом-кипур.
А вот мнение педагога одного из учебных заведений Константиновки:
— Надо много мудрости, любви и терпения, чтобы «не сорваться» и призвать класс к дисциплине. Слова не помогают, крики тоже, поскольку современные дети знают свои права и сразу вставляют «вы не имеете права требовать и повышать голос». Сейчас уже быть учителем не престижно, несмотря на повышение зарплаты.
Если бы у меня была возможность уйти — ушла бы без сожаления. Но в нашем городе найти работу непросто. Но и больно приходить ежедневно в класс и видеть пустые глаза. Причина — болезнь всего нашего общества, несовершенство системы образования, да и сама социальная атмосфера играет роль.
Недавно звонит мама одной из учениц мне как классному руководителю: «Моя дочь не хочет надевать шапку, повлияйте на нее, пожалуйста». Я, конечно, сказать — сказала, ну а как я могу воздействовать на чужого ребенка, если у меня свой родной из-под контроля вышел? Согласитесь, у учителя своя семья, дом, близкие и родные дети тоже должны быть кроме работы, которой отдаешься целиком. Но и чужих детей не бывает. Они, как котята, ласки ищут, хоть и противные бывают.Сколько лет можно работать в школе, которая изматывает?
На сей счет как-то Петр Первый отметил: «Десять лет отработал и хватит». Ну, а если всерьез, в человеке, который идет в школу, как на работу, во всем должна быть гармония, прежде всего внутренняя. Если таковая нарушилась — пора уходить.
Как реагировать родителям, если в отношении ребенка применили рукоприкладство? На этот вопрос изданию ответила начальник Константиновского отдела образования Ольга Барабаш:
— Если произошел случай рукоприкладства в отношении ребенка, родитель должен прийти в учебное заведение, выяснить обстоятельства дела, встретиться с директором, представителями родительского комитета при необходимости. Следующим шагом будет написание заявления в полицию. Если ребенку нанесены сильные телесные повреждения — это уже уголовная ответственность.
На сей счет правоохранители солидарны с представителем системы образования. Как отметил заместитель начальника Константиновского отделения полиции Бахмутского отдела полиции Артем Кузнецов, если от ребенка поступают жалобы на насильственные действия со стороны учителя или воспитателя, то нужно у самого ребенка узнать как можно больше фактов о том, что произошло. А затем либо сразу писать заявление в полицию, либо обратиться к директору учебного заведения. Правоохранители начинают действовать только после подачи заявления. Как бы ни было трудно сдерживать эмоции, но действовать в таких ситуациях необходимо в рамках правового поля.
Наталья Марченко, журналист
специально для ZI
Комментарии