Петров пост – до праздника апостольского, 12 июля, расстояние по времени совсем небольшое. Но даже эта краткость временная недоуменных вопросов, в том числе и от прихожан, не убирает.
И ведь действительно: лето, отпуск, дача, а для сельчан – и труды нелегкие. На угодьях и усадьбах уже урожай, прежде всего фруктов, ягод и овощей поспел. Какое тут ограничение в еде, усиленная молитва и частое посещение храма Божьего?
Логически, кажется, верно, но почему же «петровки» (так в простонародье Петров пост называли и называют) свято нашими предками чтились и соблюдались? Они тогда трудились меньше? Отнюдь нет, намного больше и тяжелей нашего. Грешили чаще? Тут и отвечать не надо, ведь свойство греха преумножаться с каждым поколением никуда не делось.
К сожалению, мы прекрасно видим и знаем, что многие дела и поступки, которые раньше считались низменными, пошлыми и откровенным святотатством – сегодня возводятся в ранг обычности или даже некоего достижения.
У предков наших присутствовало иное руководство к стремлению соблюдать апостольский пост: сознание того, что только тогда труды с заботами во благо пойдут, когда в тебе внутреннее содержание с внешним состоянием в симфонии пребывать будут.
В стороне праздничные пасхальные и Троицкие дни, впереди – труды, чтобы до следующего урожая прожить, да и без Божьей помощи все наши задумки и старания по поговорке определяются: «Без Бога ни до порога».
У апостолов в те времена, когда они Духа Святого получили, та же ситуация была. Абсолютно аналогичная. Они праздник радости всемирной – Воскресение Христа, праздник утверждения – Вознесение Господне и праздник рождения Святой Церкви – Пятидесятницу с радостью и ликованием пережили, но теперь надобно было дело делать, то, которое Господь заповедал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Матф.28:19).
А для этого нужны и духовные, и физические силы. Вот по этой-то причине и установлен неизменный обычай (сегодня это уставное правило) – после святых и радостных дней проходить поприще поста. Богу угоден не наш пост, а плоды поста. Но получить эти плоды грешному человеку без ограничения своих телесных требований и греховных желаний никак не удастся…
Протоиерей Георгий КЛАПЧУК, настоятель Макариевского храма, г. Торецк
Комментарии