Митинг автодорожников у стен Кабмина как в зеркале отразил проблемы, стоящие сегодня перед отраслью.
В последний день марта у стен Кабинета министров было неспокойно. Почти тысяча работников дорожной отрасли из разных областей Украины, доведенных до отчаяния 4-месячной задержкой выплаты заработной платы, вышли на митинг протеста к зданию правительства.
Организатором митинга стал профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Украины.
В защиту справедливых требований митингующих выступили Федерация профсоюзов транспорта Украины, Всеукраинский независимый профсоюз работников транспорта, Национальная служба посредничества и примирения, народные депутаты Игорь Шкиря и Сергей Каплин, общественные организации.
Требования участников акции, переданные ответственным работникам Кабинета министров членами организационного комитета, были следующими:
- до 8 апреля текущего года погасить задолженность по заработной плате работникам дорожных предприятий, которая по состоянию на 28 марта составляет почти 216 млн грн, а также направить средства, привлеченные Укравтодором в прошлые годы, на оплату выполненных на протяжении 2012-2013 годов объемов работ в сумме 1,3 млрд грн.
Кроме того, работники дорожной отрасли ожидают законодательных гарантий реформирования системы управления автомобильными дорогами общего пользования, а именно – принятия важных для развития отрасли законопроектов, в частности, внесение изменений в Бюджетный кодекс Украины о создании Государственного дорожного фонда.
В официальном обращении профсоюза автодорожников говорится, что в случае невыполнения требований до 8 апреля 2016 года, по решению участников митинга, профсоюз призывает к массовым протестным действиям по всей стране.
Следует отметить, что в акции не принимали участие автодорожники Донецкой области. В частной беседе они объясняют это тем, что по причине большой задолженности по зарплате у них просто нет средств на поездку в столицу.
Из-за критической ситуации с финансированием областная организация профсоюза и руководство облавтодора направили письма премьер-министру, председателю Комитета Верховной Рады Украины по вопросам бюджета, председателю Донецкой военно-гражданской администрации относительно обострения социальной напряженности в трудовых коллективах дорожных предприятий области.
Митинг автодорожников у стен Кабмина как в зеркале отразил целый «букет» проблем, стоящих сегодня не только перед работниками отрасли, но и теми, кто этими дорогами пользуется. И проваленный депутатами 29 марта закон о создании Государственного дорожного фонда, проект которого поддержали лишь 178 парламентариев из 304, оптимизма никак не добавляет.
Этим законом, в частности, предусматривалось направление акцизного сбора от импортных нефтепродуктов непосредственно в Государственный дорожный фонд, средства которого предназначаются для ремонта и строительства дорожной сети – 60 процентов собранных средств, в случае его принятия, выделялось бы на дороги государственного значения, а 40 – на местные дороги.
Дорожники не на шутку встревожены. По информации, опубликованной на сайте Службы автодорог в Донецкой области, финансовые ресурсы главного подрядчика областной САД практически исчерпаны. «Весной, когда автодороги ждут спасения после зимнего периода, предприятие едва сводит концы с концами», -- говорится в сообщении.
Корреспондент «Знамя индустрии» обратился непосредственно к руководителям областной Службы автодорог с просьбой прокомментировать, насколько серьезной является в настоящее время ситуация с финансированием ремонта и эксплуатации автомобильных путей на Донетчине.
Как сообщил нашему изданию заместитель начальника Службы автомобильных дорог в Донецкой области Дмитрий Обухов, «Укравтодор утвердил нам план использования бюджетных средств. В нынешнем году на эксплуатационное содержание автомобильных дорог общего пользования Донецкой области государство заложило 120,9 миллиона гривен. Эти деньги будут направлены на ликвидацию ям, санитарное очищение обочин, изготовление или замену дорожных знаков, в том числе знаков маршрутного ориентирования, ликвидацию кустарников, поросли и обрезку аварийных деревьев.
Кроме того, 87,1 млн грн, в случае ритмичного финансирования, будет направлено на текущий средний ремонт – за эти средства планируется отремонтировать 29, 98 километров автодорог».
По словам Дмитрия Обухова, в прошлом году из общего фонда госбюджета на текущий мелкий (так называемый «ямочный») ремонт и эксплуатационное содержание автодорог общего пользования в Донецкой области было выделено 126,5 млн гривен, из которых 77,8 млн было направлено исключительно на проведение ямочного ремонта.
На вопрос о том, какие автодороги в Донецкой области сегодня в наиболее плачевном состоянии и, в частности, каково состояние дороги, ведущей из Славянска в Святогорск и далее в преддверии отпускного сезона, заместитель начальника областной САД отвечает: «В наиболее неудовлетворительном состоянии на сегодняшний день следующие участки дорог:
Бахмут-Луганское, Бахмут-Константиновка, Краматорск-Доброполье, Димитров (Мирноград)-Гродовка, Красноармейск (Покровск)-Константиновка, Курахово-Угледар, Великая Новоселовка-Никольское, Никольское-Мариуполь, а также местные дороги, по которым проходит маршрут в объезд оккупированных территорий. Состояние автодороги из Славянска в Святогорск удовлетворительное».
Здесь необходимо уточнить, что путь из Славянска в Святогорск пролегает по двум дорогам. Первая, международная трасса М-03 Киев – Харьков – Довжанский, которая совпадает с европейским коридором Е 40. Эту дорогу постоянно ремонтируют. Затем идет территориальная дорога Т-05-21, которая, ответвляясь от трассы М-03, обеспечивает подъезд непосредственно к Святогорску. Сам подъезд к Святогорску всегда поддерживали в надлежащем состоянии, но, сворачивая с международной дороги на «территориалку», – разница заметная.
А что же местные дороги, состояние которых внушает просто неподдельный ужас? За какие средства ремонтируют их и заложены ли в местные бюджеты средства на содержание и ремонт этих многострадальных дорог, которые беспощадно бороздят многотонные грузовики?
«Местные дороги общего пользования ремонтируются за счет средств общего фонда государственного бюджета, - отвечает Дмитрий Обухов. - Этих средств недостаточно на содержание и ремонт дорог – они составляют лишь 20% от необходимой потребности на ямочный ремонт».
Однако, как говорит начальник отдела ремонта и эксплуатационного содержания автодорог и безопасности дорожного движения областной САД Василий Бизбиз, «несмотря на наличие дорожных знаков маршрутного ориентирования, водители на свой страх и риск продолжают выбирать «кратчайший» путь, подвергая опасности и себя, и пассажиров. Наиболее проблемным в этом отношении является направление Волноваха – Угледар – Курахово».
Добавляют головной боли дорожникам и многотонные грузовики. Из-за того, что военный конфликт значительно перекроил маршрутную карту промышленного региона, дороги в объезд оккупированных территорий стремительно разрушаются, не выдерживая чрезмерных нагрузок.
К примеру, в Славянском районе от большегрузов больше всего достается территориальной дороге Т -05-14 Доброполье – Красный Лиман.
«Ситуация намного хуже, чем в прошлом году в связи с тем, что движение большегрузного транспорта массово перешло на дороги, не предназначенные для такого грузопотока, и это увеличение произошло в разы! Мы просим водителей и перевозчиков, планируя маршрут, четко придерживаться дорожных знаков маршрутного ориентирования и временных запрещающих знаков при температуре воздуха свыше 28-ми градусов. Хочу напомнить, что в Украине действует ограничение на проезд большегрузных транспортных средств общей массой свыше 40 тонн», – говорит начальник Славянского участка «Краснолиманский автодор» Дмитрий Жильцов.
Как отмечают эксперты, государству понадобится выделить более 25 млрд гривен для того, чтобы привести дорожно-транспортные сети Донецкой области в соответствие современным стандартам. Вот только вряд ли эксперты сегодня ответят на вопрос, где взять эти деньги, когда дорожники, протестующие под Кабмином, требуют погасить долги по зарплате, чтобы прокормить своих детей…
Сергей Климчук
Комментарии