Родители Геннадия приехали в Константиновку из Харьковской области в середине 30-х. В небольшом индустриальном городе располагалось так много заводов, что найти работу было нетрудно. Так молодая семья Гончаровых осела в Константиновке, построили дом, родили сына Геннадия. Но все планы нарушила война, сообщает журналист ZI.
Отца призвали на фронт уже в июле 1941 года, а в октябре мама родила дочь Галину. В первую зиму хоть какой-то запас продуктов оставался, так что семья, можно сказать, не голодала. А вот уже в следующем, чтобы прокормить двоих детей, мама ходила в села Молочарку, Веролюбовку и другие. Там меняла одежду на продукты, тогда почти все горожане так делали. Приносила домой муку, пекла хлеб на воде, но он детям безумно вкусным казался, каждую крошку они со стола собирали.
Гена совсем маленьким был, но некоторые эпизоды того времени навсегда врезались в память. Например, вкус горохового супа, которым немцы горожан кормили – сытный был и ароматный. И как соседка (Геннадий Сергеевич не хочет называть ее имя) пришла к ним во двор и показала немцам, где мама поросенка прячет. Поросенка забрали и, как тогда казалось мальчику, гороховый суп из него варили.
Вспоминает Геннадий Сергеевич, как мальчишки-подростки бегали на «дом свиданий» смотреть, который на улице Демещенко располагался. Часто слышал разговоры взрослых, что девушек туда силой заганяли, хотя были и те, что шли добровольно. Но больше всего мальчику запомнилось, какими дружными, в большинстве своем, люди были, как друг друга поддерживали.
А когда город освободили, и письма с фронта стали приходить, то их всей улицей читали и плакали. Гена все не мог понять, ведь радость же - письмо пришло, а они плачут. Семье Гончаровых повезло, отец вернулся с фронта после войны, и в семье вскоре еще одна девочка родилась.
После школы Геннадий окончил железнодорожное училище, и его направили на работу по специальности. Обидно пареньку было, все его друзья в армии служат, а у него бронь. Он тогда в областной военкомат поехал просить, чтобы призвали его в Вооруженные Силы. И его просьбу исполнили, призвав служить радистом. По словам Геннадия Сергеевича, свободного времени было достаточно, и солдат начал подготовку для поступления в высшее училище военных сообщений.
После службы успешно сдал экзамены и стал студентом. На третьем курсе поехал в Сумскую область, где влюбился в девушку Александруру, которая вскоре стала его женой. После окончания училища Гончаров был направлен на космодром Байконур, где и прослужим много лет. С первой женой отношения не сложились, и в Константиновку вернулся уже холостым. Но с дочерью от первого брака Инной и двумя внуками отношения поддерживает постоянно.
Активисты городского совета ветеранов, 2013 год
В родном городе Геннадий Сергеевич женился на Тамаре, и это уже на всю жизнь. Военные уходят на пенсию рано, так что большинство из них продолжают работать.Так и Геннадий Сергеевич трудился начальником штаба ГО на кожевенном заводе, преподавал военную подготовку в индустриальном техникуме. А позже возглавил совет ветеранов военных пенсионеров и сделал много хорошего для своих подопечных.
Сегодня Гончарову за 80, но он активный участник многих городских мероприятий. Верит в то, что закончится война, уйдет коронавирус, и жизнь украинцев наладится. Пусть не сегодня, но позже. Общаясь с людьми старшего поколения, хочется поучиться у них стойкости, оптимизму и вере в торжество справедливости.
Мы также писали, кто в Константиновке пришел к ДК на праздник масленицы.
Комментарии — 6
Фраза из статьи - "Родители Геннадия приехали в Константиновку из Харьковской области в середине 30-х" - говорит о многом.. мои предки тоже приехали в Константиновку из Харьковской и Белгородской области, из Крыма и Одессы в начале и середине 30-х годов.. а что кроме поисков новой работы так привлекало людей на Донбасс? ведь голод был в 32-33 годах, очень много людей умирало в те годы.. и не на их ли места рабочие в городах и дома пустующие в изобилии в округе таких промышленных городов как Константиновка приезжие и претендовали?? слишком много совпадений получается... Голодомор дал о себе знать так вот..(((
не на их ли...не городи бредни. по твоему получается, что люди сюда приезжали себе во вред. зная, что здесь голод и поголовно все вымирают? жаль, ты не спросил у бабушек/дедушек ради чего они сюда приезжали.
В 1934 році голод поступово пішов на спад, але до 1937 року залишалися величезні проблеми із харчуванням. В 1935 році шахтарям по півроку не давали зарплатню. Масова смертність призвела до того, що наприкінці 30-х років в школах не могли набирати дітей у перші класи.
Згідно з останніми дослідженнями науковців, ми все ж маємо інформацію про смерть в 1932–1933 рр. понад 40 тисяч осіб на території 5 міст і 5 районів Донецької області. З них біля 29 тис. (72%) – жителі міст, решта 11 тис. (28%) – селяни. Цілком очевидно, що кількість померлих у містах була значно вищою, ніж в сільських і селищних радах районів, зважаючи на природне чисельне переважання міського населення над сільським в Донецькій області. Для більш однорідної Луганської області отримано показник в 31 247 померлих в роки Голодомору. (Є. В. Славич).
Селяни масово вимирали, як у селах і хуторах, так і приїхавши до міст. Один із свідків, який проїжджав через Донбас (Макіївка, Єнакієво, Кадіївка) розповідав:
«…У 1932-му році – страшний суд. Розпочався страшний голод. Значить, тоді вже по дорогах бачили мертвих. А як весна 33-го року настала, то вже була весна смерті… На залізницях, по дорогах… То понад дорогою, як ото снопи, лежать люди».
Найбільше голод почав лютувати на початку 1933 року. Люди помирали як від голоду, так і від того, що їли померлу худобу. У Маріуполі та в селищах понад морем люди помирали від того, що їли мертву рибу, знайдену на узбережжі. Навколо міста Сталіно (Донецьк) і у самому місті всього за п’ять днів (27 лютого – 3 березня) зареєстровано чотири тисячі смертей.
Ті селяни, яким вдавалося дістатися до міст Донбасу у марній надії знайти хоч якусь можливість вижити, масово вмирали просто на вулицях.
+