Недавно
издание Quanta опубликовало статью о механизмах фильтрации, которые позволяют нам сосредоточить наше внимание на стимулах интереса — музыка в комнате, разговор неподалёку — или же игнорировать зеленые, синие и желтые цвета в толпе при поиске для друга в красном. Такая фильтрация включает в себя подавление некоторых сенсорных данных для выделения более релевантных сигналов и достижения желаемой цели.
Но другие процессы в мозге работают намного глубже сознания, отфильтровывая информацию в тот момент, когда мы даже не осознаём её. В этих случаях наше внимание направлено не на цель, а на конкретные свойства раздражителей, такие как яркость или движение — свойства, которые мы, казалось бы, запрограммированы считать важными. «Это обусловлено эволюцией, — отмечает Дудже Тадин, нейробиолог из университета Рочестер. — Если что-то движется, это зачастую имеет значение для нашего выживания».
Ученые давно знают, что наша сигнальная система должна автоматически отсеивать посторонние входные данные — в противном случае мы не могли бы воспринимать мир так, как это делаем. Например, когда мы смотрим на реальность вокруг, наше воспринимаемое поле зрения остается стабильным или плавно движется за взглядом. Но глаз также постоянно совершает небольшие движения или саккады; и визуальной системе мозга приходится корректировать этот фоновый лаг в области нашего зрения.
«Автоматические механизмы подавления работают в больших участках мозга мозга», — рассказывает Ричард Краузлис, нейробиолог из Национального института глаз при Национальном институте здоровья в Мэриленде.
Оказывается автоматическая фильтрация фона может также проявиться в интригующих, неожиданных вещах. Тадин и его коллеги сделали весьма занятный вывод ещё в 2003 году: мы хорошо воспринимаем движения небольших объектов, но если эти объекты просто сделать больше, нам будет гораздо сложнее обнаружить их движение.
Недавно в статье Nature Communications команда Тадина дала интересное объяснение того, почему это происходит: мозг отдает приоритет обнаружению объектов, которые для нас важнее видеть, а они, как правило, маленькие. Для ястреба, который охотится за своей добычей, мышь, внезапно, пробирающаяся по полю, имеет большее значение, чем покачивание травы и деревьев вокруг нее. В результате, как выяснили специалисты, мозг подавляет информацию о движении фона — и, как побочный эффект, ему труднее воспринимать движения более крупных объектов, поскольку он также рассматривает их как своего рода фон.
Команда также подтвердила эту идею с помощью эксперимента на пожилых людях. Другие исследователи ранее сообщали, что нет особой разницы между тем, насколько внимательно пожилые наблюдают за движением маленького объекта и движением более крупного. Из-за этого Тадин и его коллеги сделали вывод, что у пожилых людей возникнут проблемы с обнаружением небольших движущихся объектов на движущемся фоне — и это предположение подтвердилось. Тем не менее, после нескольких недель обучения испытуемые значительно лучше стали улавливать подобное движение. Тем не менее, как обнаружили исследователи, обучение не улучшало способность субъектов обнаруживать небольшие движущиеся объекты.
Эти результаты подчеркнули, добавил он, что наша чувствительность к большим движущимся объектам ниже, «потому что именно эта стратегия используется нашим мозгом для того, чтобы меньшие движущиеся объекты на этом фоне выделялись сильнее».
Комментарии