Довольно часто в СМИ встречаются сообщения типа: в черной машине без номеров ездят люди и похищают детей на органы. Или: Запорожье заполонили ядовитые пауки. Ну и совсем ужас: атака шаровых молний ожидается в Украине.
Подобная информация пользуется популярностью у читателей, активно обсуждается и становится топ-новостью в СМИ. Между тем речь идет о фейках. Или как минимум о манипуляции в заголовке. Как украинцам распознать ложную информацию и не попасться на крючок? Об этом читателям «Знамени Индустрии» расскажет редактор проекта по противодействию манипуляциям «По ту сторону новостей» Алена Романюк.
Алена, скажите, как возникла идея создать проект и для чего он нужен?
Сейчас в СМИ очень много фейков и манипуляций. Часть из них связана с войной на востоке Украины, часть — с выборами, и с каждым годом их становится все больше. Проект «По ту сторону новостей» — это проект общественной организации «Институт развития региональной прессы». Его цель — опровергать фейки, манипуляции, показывать, каким образом все это работает в средствах массовой информации и социальных сетях. Мы хотим научить людей отличать правду от лжи.
Как отличить фейковую новость от настоящей, если ты не эксперт?
Иногда информационные кампании настолько хорошо продуманы, что даже эксперт не всегда сможет отличить правду от манипуляции. Один из приемов, который очень часто применяется, — это полуправда. Отличить истину от неправды становится очень сложно, когда говорят только часть правды и дополняют ее какими-то ложными тезисами.
Как отличить?
Манипуляция или фейк вызывают эмоции — положительные, а чаще отрицательные. Вспоминаем распятого мальчика, вспоминаем истории якобы изнасилований женщин. Если мы читаем новости и видим, что они вызывают у нас эмоции, то надо задуматься. Поставить себе вопрос: откуда эта информация взялась, кто ее автор и где первоисточник?
Отдельно смотрим на изображение. С изображениями тоже очень много манипуляций, потому что есть фотошоп, различные фильтры, которые помогают манипулировать. Есть даже целый разряд фейков, так называемые фотофейки. Чтобы это распознать, применяют специальные сервисы, например Google images reverse, которые позволяют отслеживать изображения. Также есть сервис Tineye.com, с помощью которого можно отследить, подвергалось фото обработке или нет.
Необходимо обращать внимание на комментарии экспертов. Когда мы видим какой-то комментарий в новости, надо понимать, известен нам автор или нет, кто он такой, появлялся ли раньше, слышали ли мы о нем что-то. Такие «эксперты» в новостях могут быть проплаченными, отстаивать определенные позиции или просто быть вымышленными.
Один из журналистских стандартов — баланс мнений. Если материал несбалансирован, то есть содержит только отрицательные или положительные оценки определенного явления, то читателями или зрителями манипулируют. Сознательная эта манипуляция или нет — другой вопрос.
В общем, если ты не эксперт, единственный способ — это следить за своими эмоциями. Если включены наши эмоции, отключается критическое мышление. Только критически воспринимая информацию, мы можем понять, где правда, а где вымысел. Слоган нашего проекта — «Я не верю на слово», который побуждает все подвергать сомнению.
Расскажите, как и для чего создаются фейки?
Все фейки делаются с определенной целью. С одной стороны, это может быть просто развлечение, и это плохо. Но чаще всего есть определенные коммерческие цели. Есть такой цикличный фейк: люди видели черную машину без номеров, или на польских номерах, в которой похищают детей на органы. Этот фейк возникает пять лет подряд в разных областях Украины. Он нагоняет много страха, люди очень волнуются, детей не выпускают играть на улицу.
Но на самом деле ни одного заявления в полицию о похищении детей в тех регионах, где появлялся фейк, не было. Никаких детей без органов тоже не было, никто их тел не находил. Когда мы начали исследовать этот фейк, то увидели, что информация разгоняется с недавно созданного аккаунта, который принадлежит девочке-подростку. Этот пост подхватили СМИ как новость. Лишь единицы сказали, что это фейк.
На Волыни в августе этого года Национальная полиция попросила СМИ не публиковать непроверенную информацию. Потому что ни одного заявления о похищении детей на Волыни не поступало.
Я думаю, что эта фейковая новость имеет цель, возможно, не допустить трансплантацию органов в Украине. Это моя догадка, я не могу стопроцентно утверждать. Другое дело, что из-за этого родители не выпускают своих детей одних на улицу, потому что они боятся. Возможно, это создает дополнительный спрос на услуги нянь и обслуживающего персонала для сопровождения детей. Это как вариант.
Как читателям распознать манипуляции в СМИ?
Манипуляция всегда связана с навязыванием определенного мнения, положительного или отрицательного. Если мы видим в заголовках слова «нашествие», «сенсация», «шок», «всем читать», «делиться обязательно» и т. д., чаще всего это обычный кликбейт. То есть: читатель кликает на такую новость, переходит на сайт, а на самом деле там нет ни шока, ни нашествия, ни сенсации.
По поводу «нашествия». В Запорожской области департамент здравоохранения опубликовал новость, как уберечься от укуса паука. А десятки СМИ, в том числе и всеукраинские, перепечатали эту новость, но с заголовком о том, что это нашествие ядовитых пауков. Действительно, в Запорожской области есть два вида ядовитых пауков, каракурты и тарантулы, но никакого «нашествия» не было. И каждый год в пределах информационной кампании департамент здравоохранения рассказывает, как уберечься от укуса пауков. На самом деле таких случаев очень мало.
Этой новостью делились многие пользователи в социальных сетях, не проверяя. Здесь поможет отличить манипуляцию от правды только критическое мышление. Надо поставить самому себе вопрос: это действительно может быть или это вымысел? Если это нашествие пауков, кто из моих знакомых пострадал от этого? Когда человек научится подвергать сомнению все, что он видит в телевизоре, или то, что читает в интернете, тогда он сможет распознать манипуляцию.
Чем грозят фейки перед выборами?
Перед выборами будет засилье фейков и манипуляций, а также много «джинсы». Большинство людей не разбираются в макроэкономике, внутренней политике страны и поэтому им навязывают популистские лозунги: «МВФ — это плохо. Газ должен быть дешевый. Доллар должен быть по восемь». Но когда ты начинаешь выяснять суть, то понимаешь, что в Украине это невозможно. И проблема не в МВФ, проблема в том, что Украина — это часть большого мира, и мы вовлечены в определенные мировые процессы. Можно много говорить о том, что давайте увеличим зарплату, сделаем доллар по восемь или вообще по пять. Когда нет реальных инструментов, это сделать невозможно, нас просто обманывают. Но из-за того, что мы не умеем критически воспринимать информацию и очень хотим вернуть все «как было», мы в это верим. Вот такой замкнутый круг.
Расскажите, как определить уровень качества региональных медиа?
«Читателям надо смотреть на несколько вещей. Первое: знаем ли мы, кто является владельцем этого издания. Второе: кто главный редактор. Потому что от главного редактора зависит очень многое. Третье: если на сайте нет контактов (телефоны, адрес редакции и т. д.), такому СМИ доверять нельзя. Ну и, конечно, смотреть на авторство. Если это какая-то статья, то надо смотреть, кем она подписана. Если есть автор материала, он постоянно появляется в газете или на сайте, это повод для доверия.
Как СМИ манипулируют ситуацией в регионе, где пятый год идут военные действия?
Самая распространенная манипуляция, на мой взгляд, это противопоставление «мы — они». Мы хорошие, они плохие. Тут, в Краматорске, мы хорошие, а там, за линией разграничения, они плохие. Такие кардинальные противопоставления играют на руку врагу. Многие всеукраинские СМИ так же говорят о том, что «наши храбрые воины, а их плохие захватчики». С одной стороны это так, часть территории Украины захватили, гибнут тысячи наших воинов. Но надо понимать, что там тоже находятся украинцы. Не все поддерживают власть так называемых ДНР и ЛНР. Такими противопоставлениями, вероятно, мы против себя настраиваем часть граждан. Это первая история.
Вторая история, которая тоже очень часто встречается, например, статьи с заголовками типа: «В Киеве на двадцать процентов увеличилось количество преступлений из-за переселенцев с Донбасса». А почему именно с Донбасса? Почему именно из-за переселенцев? Нам дают неполную информацию. «Детектор медиа» делал опрос, большинство украинцев доверяют информации о том, что происходит на Донбассе, черпая ее не из СМИ, а у волонтеров. Они доверяют людям, которые видят все своими глазами.
Еще один манипулятивный прием, который очень часто применяется, — это запуск слухов. И это делается не только в средствах массовой информации. Это делается в общественном транспорте, в очередях, когда люди чего-то ждут. В этих очередях или в транспорте могут быть специально обученные люди, которые говорят определенные тезисы и когда человек стоит в очереди, он это слушает краем уха. Но эта информация в таком рассеянном состоянии как раз и укореняется в мозгах. И человек начинает говорить о том, что слышал: где-то под Славянском распяли мальчика или крадут детей на органы. Люди привыкли больше доверять другим людям, чем СМИ.
Обобщение — это еще один признак фейков: «люди говорят», «ученые утверждают», «эксперты заявили», «по свидетельству очевидцев». Должен быть конкретный человек, который готов об этом рассказать подробнее. Там, где есть все — нет никого. Это введение в заблуждение и еще один способ манипуляции.
Мы надеемся, что после этого интервью наши читатели если и не станут экспертами, то научатся противостоять фейкам, отличать правду от вымышленной информации, не поддаваться манипуляциям и не верить на слово. Будьте в тренде, читайте «Знамя Индустрии».
Елена ЕЛЕНИНА, специально для ZI
Для удобства наших читателей публикуем текст интервью на украинском языке:
Комментарии