Уголь как главный груз
По степи ползёт удав
Это угольный состав.
Бледный, черный аспид тот,
Зажгите топки - отрыгнёт. А.Н.
Значительный процент перевозок железных дорог нашего края всегда приходился на данное топливо. Длинные, гружённые углём составы растянулись по стальным путям сквозь времена.
Крупнейшие сортировочные станции Ясиноватая, Лиман, Гришино (Красноармейск, сегодня Покровск). Так же в этом деле не малое значение играли и другие местные станции. Открывшаяся для движения в 1872 году Константиновская железная дорога с первых лет работы была ориентирована как углепогрузочная (Константиновка-Юзово-Мариуполь). К примеру, с сентября 1887 по сентябрь 1888 года по ней вывезен 40301 вагон угля. На станции Константиновка движение угля разделялось на южное и северное направления (Курско-Харьковско-Азовская ж/д). Для выполнения всех передаточных операций здесь тогда имелись четыре придаточные колеи, разгрузочно-погрузочный, два больших и малый тупик. При станции имелись пакгаузы (складские помещения). С момента своего основания промышленные предприятия протянули к станции свои стальные «щупальца» - подъездные пути - по которым к ним, среди прочего, поступало топливо. Для их обслуживания на заводах имелись собственные депо или, как их назвали позже, транспортные цеха.
В разное время в дело транспортировки вносились новшества и инновации. К примеру, товарный кассир станции Константиновка В. Голомеев в 1936 году создал на заводских путях филиал товарной конторы. Вскоре такие филиалы появились в транспортных цехах многих предприятий.
А в послевоенные 40-е константиновские железнодорожники, как пишут в работе «Пути Донбасса», организовали «погрузку по направлениям». Тогда же в Красноармейске «стали кооперативно использовать технические средства станций и подъездных путей».