Святогорский трамвай: Курортная версия
Сквозь леса, на берегу Донца. Конка, дизель - чудеса
Святогорск - небольшой городок на самом севере Донецкой области, на границе Харьковской и Луганской областей. Расположен на берегу Северского Донца, вокруг раскинулись леса, в том числе, заповедные. Население его сегодня около 4 тысяч жителей. Трудно предположить, однако раньше здесь ходил трамвай.
Этот городок, он же долгое время курортное село/посёлок Банное (до 1964 года), расположен на левом берегу реки, на правом – главная местная достопримечательность – монастырь, известный ещё с 1624 года. Часть его вырублена в меловой скале.
В начале 20-го века сюда приезжало масса люду на церковные праздники, на Успенскую ярмарку и просто отдохнуть - в районе села сдавались специально построенные дачи, гостиничные номера (см. также Славянск и Святогорск в описание Чехова ).
При этом железная дорога, на которой в 1911 году открылась местная станция, находилась на значительном расстоянии. Поэтому от неё через село Банное до моста через реку были проложены рельсы конки, общей протяжённостью 7-8 километров.
Известна местная фотография того времени (вверху). На ней запечатлен простейший открытый вагон, в который запряжена лошадь. Видимо, снимок сделан на одной из остановок: так как имеются деревянные ступеньки для удобства посадки/высадки.
Конка присутствует и на литографии «Общий вид Святогорской Успенской Общежительной Пустыни» 1912 года. Здесь вагон по бокам закрытый: либо другого типа, либо, можно предположить, боковые панели были съёмные. Запряжены две лошади. Спереди вагона нанесена цифра 15 (номер вагона?). Рельсы проложены вдоль реки, совсем рядом с ней. Колея одна.
На пути следования есть небольшой мост. Который, в свою очередь, не далеко от моста через реку (на нём рельс нет).
Как можем видеть, в обоих случаях экипаж вагона состоял из двух человек: один управлял лошадью, второй (подросток) во время движения находился на задней площадке, на остановках брал плату с пассажиров.
Из работы Владимира Дедова «Святогорское имение и его владельцы с конца XVIII- до нач. XX в.» известно следующее: «Получив в наследство Святогорское имение, граф Рибопьер провёл реконструкцию господского дома, дополнительно построил флигеля в центральной усадьбе, застроил территорию на левом берегу Донца гостиницами, дачными заведениями, ресторанами. При нём разрослась Успенская ярмарка, к ней была проложена узкоколейная железная дорога от станции Святогорская протяжённостью 8 км. Трамвай на конной тяге доставлял всех желающих в монастырь и на ярмарку. Конечная станция находилась напротив гостиницы монастыря. Это позволило увеличить число прибывающих на ярмарку и на праздник Успения в монастырь».
В 20-30-е годы эта местность продолжила традиции курортной зоны, а часть строений монастыря была занята под санаторий для рабочих и служащих. Как пишут на некоторых интернет-форумах, в 1930 году по тому же маршруту (есть на картах того времени) снова открылось трамвайное движение, для чего на старые вагоны установили двигатели внутреннего сгорания. Однако это не совсем так. На сохранившемся снимке, который считается сделанным в Святогорске, изображен трамвайный поезд. Первый в нём вагон с бортами, закрытой кабиной, который собственно и имел дизель. Видимо, это и есть частью переделанный вагон из бывшего парка конки - внешне похож.
За ним на буксире два открытых вагона, точно такие же, как были раньше, без изменений. То есть, подвижный состав достался от конки. И часть его модернизировали.
Понятно, как и раньше, пик движения приходился на курортный сезон. «Граждане отдыхающие, дышите глубже - мы отправляемся».
Для обслуживания имелось депо. Закрылось трамвайное движение в связи с событиями начавшейся войны, в 1941 году. И больше не возобновлялось.