Акция закончилась

Старт автомобилизации края 20-30-х. Часть 2

25 июля 2017, 19:25

Старт автомобилизации края 20-30-х. Часть 2

"Крепче за баранку держишь шофёр"

Первые «Правила дорожного движения» утверждаются в 1931 году. На местах были созданы ОРУДы - отделы регулирования уличного движения, которые подчинялись местным Советам. Оборудованы стационарные посты ОРУД, на перекрёстках работали милиционеры-регулировщики. Внедрялись первые дорожные знаки, светофоры, указатели и прочие, сегодня привычные, атрибуты дорог. Официальной датой образования ГАИ, как отдельной милицейской структуры, считается 3 июля 1936 года. ГАИ занималось предотвращением аварий, контролем подготовки водителей, разработкой технических норм эксплуатации и учётом автотранспорта. В тоже время, на ОРУД возлагалось регулирование уличного движения, надзор за соблюдением правил и пропаганда. 


Грузовики ГАЗ - полуторки - где-то в Донбассе на складе зерна, 1938 год.


ЗИС-5 Константиновского стекольного завода (надпись на борту). Константиновка.


ЯГ-4, Краматорск.

Естественно, колесили в крае и представители иностранного автопрома. Так, известно, что среди полутора десятка машин автопарка "Краматорского государственного машиностроительного и металлургического завода" (КГМЗ) конца 20-х были автомобили таких марок, что есть в книге Л. Зеленской "Мы наш, мы новый мир построим..." (Портрет Краматорска 1927-1928 гг.), как "Изот" (?), "Арбиом" (?), "Форд", которые упоминаются с обстоятельствами их простоя по 2-5 месяцев, ожидая незначительного ремонта, видимо, из-за нехватки запасных частей. Т.н. "Изот" (прямо имя) - это Изотта Фраскини (Италия). Иномарки 20-х в общем можно охарактеризовать словами Остапа Бендера: "Оригинальная конструкция. Заря автомобилизма". 

Постепенно увеличивалась сеть дорог края, построены новые шоссе между городами и посёлками. При этом значительной проблемой во многих местах оставалось качество дорожного покрытия, что часто приводило к быстрой изнашиваемости и техническим неисправностям автомобилей. Например, широко известный и сегодня журнал «За рулём» в 1928 году писал об этой проблеме и путях её решения, в частности, создании Автодора. «Работа Автодора в Донбассе начинает развёртываться успешно. В Сталине и трёх других пунктах округа организовались ячейки. Промышленные организации идут навстречу идеям Автодора, так как изнашивают сотни легковых и грузовых машин на скверных дорогах Донбасса». Разрабатывался план создания ремонтной мастерской, а местная газета «Диктатура Труда» настойчиво выдвигала вопрос об организации единого гаража. «В рабочих центрах Артёмовского округа - в Краматорской, Горловке, Кадиевке, Енакиеве и Константиновке - уже работают кружки с 100 членами» ("Все на автомобиль, товарищи!... Покупайте лотерейные билеты Автодора! Все в Автодор! Улучшайте дороги!").  

Значительное внимание уделялось специальному автотранспорту для скорой медицинской помощи, пожарных частей и прочих. Так, за 1927 год в журнале «Забой» о Константиновском районе (куда входили город, посёлки и села) отмечается, что «для сельских местностей приобретено 28 пожарных машин, которые и переданы селу». Пожарные стекло-химической группы заводов Константиновки во втор. пол. 20-х располагали как минимум двумя пожарными машинами, среди которых автоцистерна. 

Тогда, в 20-е, спецавтомобили создавались преимущественно на базе АМО-Ф-15 - первого отечественного серийного грузовика, а с 1932 года - ГАЗ-АА.


Пожарная машина на базе АМО. 
Испытания в условиях сельской местности.


Типичная карета скорой помощи края в 30-е годы на базе ГАЗа. 
Краматорск, рабочая больница. На кузове надпись "Швидка допомога".

Фотографии из Интернета. 2,6,7 (из 2-х частей) - Форум краеведов Донецкой области.

Другие записи автора

Комментарии