Про лошадей и людей (часть 1) | ZI.ua
Акция закончилась

Про лошадей и людей (часть 1)

18 декабря 2017, 20:41

Про лошадей и людей (часть 1)

Лошадка! (с)

Ещё не так давно лошади играли самую значительную роль. Практическое применение находили в таких сферах жизни общества, как промышленность и сельское хозяйство, спорт и культура, транспорт и война, верховая езда и просто для получения эстетического удовольствия. Седло, карета, экипаж, конка, бричка, тачанка, фура, телега, воз, сани, фура, плуг, жатка, борона. Элитные скакуны, работящие простые лошадки и тяжеловозы.

Некоторые интересные факты про лошадей и людей края. Так, здесь проходило множество степных дорог, в том числе, Большой почтовый тракт, по которым издавна передвигались всадники и гужевой транспорт. Раскиданные тут и там по степным просторам, они спешили доехать, по возможности без происшествий, к месту назначения.

По Большому тракту в нашем крае находилось несколько почтовых станций. В частности, на берегу реки Кривой Торец находилась почтовая станция Торецкая (в районе нынешнего южного путепровода Константиновки), возникшая в конце 18-го века, как собственно сам тракт и другие станции. Здесь путники могли сменить уставших лошадей, которых в разное время содержалось 15-20. Выдавались лошади согласно установленным нормам по предъявлению подорожной (документа на право проезда). По тракту передвигались дорожные коляски, кибитки, брички и кареты; зимой – сани, возки, розвальни. Так, к примеру, в почтовые и обыкновенные кибитки запрягались едущему одному человеку – 2 лошади, двум – 2-3, трём – 3-4. 


Константиновский район. Фото автора.



Почтовая станция закрылась во второй половине 19-го века, а позднее неподалёку здесь образовалось одноимённое немецкое имение - Торецкое. Принадлежало Анне Дик, которая была замужем за купцом Исааком Судерманом. Среди прочего на территории имения находился конный завод, где содержались матки преимущественно арденской породы. Арденские тяжеловозы считаются одной из самых старых европейских тяжелоупряжных пород. 

Разведением лошадей занимался и сам Николай Дик, отец Анны и крупный местный землевладелец. Так, в 1900 году на конном заводе в его имении-хуторе Лозовое (в районе села Долгая Балка Константиновского района) содержался один жеребец и 25 маток.

Крупные конезаводы элитных пород были в имениях графа Рибопьера (Святогорье), купцов Борисовских, затем перешедший к Елисееву (Дружковка). Их скакуны часто занимали призовые места на главных ипподромах Российской империи.


Многие местные жители занимались извозом на личных крестьянских или артельных лошадках, возили различные грузы: хлеб, уголь, соль, глину и прочее. На здешних кузницах лошадей подковывали, ремонтировались транспортные средства (СТО своего времени). В 20-50-е годы в городах имелись мебельно-обозные цеха.

Продолжение во второй части...

Другие записи автора