Первые автобусы времён НЭПа или старина Лейланд
Заря автомобилизма, 20-е годы, НЭП. Под самый конец этого времени на улицы Артёмовска, тогда недавно переименованного из Бахмута, выходят первые автобусы.
А точнее, это произошло в 1929 году. Ранее, в 1925 году восстанавливается автобусное движение в тогдашней столице Украины - Харькове. Тогда его основой стали 15 автобусов "Лейландов" и 2 ФИАТ-505. К слову, под такси закупили 25 легковушек "Додж".
В СССР в те времена английские "Лейланды" были самой популярной маркой автобусов. Их закупали за границей. Точнее шасси, а кузова делали на местах. Другие заграничные модели были представлены в гораздо скромных размерах, таких концернов как МАН, Бюссинг, ФИАТ и некоторых других. Так, к примеру, в столице СССР в конце 1927 года работали 144 "Лейланда" и 21 МАН. А первая линия была открыта летом 24-го года - не на много ранее Харькова. В целом же, первые автобусы на улицы крупных городов вышли ещё в начале века, при этом число их было очень не большим.
Фиаты в Харькове
Вот такого монстра из США закупили для Харькова
Для открытия автобусного движения в Артёмовск - тогда здешний административный центр - было направлено 6 машин. Видимо, это и были старые-добрые Лейланды. Хотя это не точный факт. Каждый из таких был рассчитан на 28 мест, мог развивать скорость до 30 вёрст в час. Курносые, типично красно-желтые.
Вскоре было налажено отечественное производство автобусов, таких как серия Я, АМО и другие, которые постепенно и сменили на маршрутах импортных пенсионеров. Примечательно, что Я-3 получил прозвище "Лейланд-Москва", потому как был фактически копией английской модели. А последние 30 шасси "Лейланд" прибыли в Союз в конце 1928 года.
Я-3
Фотографии из просторов Интернета