О промышленности в степи словами бельгийских исследователей (Часть 1) | ZI.ua
Акция закончилась

О промышленности в степи словами бельгийских исследователей (Часть 1)

9 декабря 2016, 20:23

О промышленности в степи словами бельгийских исследователей (Часть 1)

 История промышленности Украины конца 19-го-начала 20-го века детально изложена во многих научных работ разного времени. В 2010 году в свет вышла книга Вима Пеетерса «Сталь в степи» об участии в этом процессе подданных Королевства Бельгия. Интерес представляет тем, прежде всего, что это исследование самих бельгийцев, взгляд с другой стороны. Описывается мотивация инвестиций, прежде всего в металлургическую промышленность на юге (отсюда и название), положение в самой Бельгии, привлечение рабочей силы, заработная плата, условия проживания, времена взлёта и падения. Чему и будет посвящено несколько постов. Кстати, для самой Константиновки точнее было «стекло в степи». 
 «Причины внезапного и массового интереса брюссельских инвесторов к российской экономики имели и бельгийские, и российские корни. Политика российских правительств (особенно Премьер-министра Витте) была нацелена на привлечение иностранного капитала и включала взвешенную экономическую дипломатию, в рамках которой российская экономика подавалась как «ваше наилучшее из всех возможных решений». Инвесторов привлекали огромным рынком, богатством многочисленных и легкодоступных природных ресурсов (в случае их освоения)». 
 В самом Королевстве Бельгия, удачно стартовавшем в первой половине 19-го века в качестве одной из ведущих промышленных стран мира, во второй половине века финансовое и экономическое развитие значительно замедлилось. «Во второй половине 19-го века промышленное производство США и, особенно, Франции и Германии достигло зрелости, и бельгийские предприятия всё больше стали ощущать, что их вытесняют со своих рынков через политику протекционизма. Страны-соседи, которые раньше покупали их продукцию, теперь постепенно становились конкурентами». Бельгийские предприниматели «поглядывали на заграницу». 
 «Экономическое развитие, строительство новых железных дорог и промышленных предприятий вблизи богатых залежей железной руды и угля и всевозможное привлечение иностранных инвестиций, по условию обещанной поддержки со стороны российского правительства, звучали настолько привлекательно, что в это даже трудно было поверить
Инвесторы почувствовали первый вкус, когда российское правительство начало размещать государственные облигации на Брюссельской фондовой бирже на условиях намного выгоднее, чем на внутреннем российском рынке, и выгоднее чем европейские облигации. 
 Это шаг обратил внимание бельгийских инвесторов на Российскую империю. Вместе с Россией свои облигации на Брюссельской бирже разместили Аргентина, Португалия, Венгрия и Оттоманская империя, однако облигации этих стран не имели такого успеха, как российские, поскольку не все верили в возможность экономического чуда в этих странах. Ситуация с российскими облигациями отличалась тем, что Российская империя не только давала ответы на «фундаментальные» вопросы, такие как финансовая и политическая стабильность, а и имела большие месторождения угля и железной руды, территорию, которую можно сравнить с США, и уже организовала у себя ряд бельгийско-российских совместных предприятий».


Другие записи автора