Новокраматорский завод и США 30-х
Янки при дворе короля заводов
В числе предыдущих постов (Новокраматорский завод и Германия 20-30-х) мы уже рассматривали связь Новокраматорского машиностроения и известных заграничных фирм 20-30-х годов, преимущественно Германии. На это раз речь пойдёт о США. Не претендуя на полное раскрытие темы, обозначить вектор сотрудничества.
Сведения об это находим, прежде всего, в очерке истории завода А. Шевченко и А. Зайцева, 74-го года.
Итак, первая половина 30-х. НКМЗ.
Советское правительство решило купить в США лучший по тому времени проект современного стана и части наиболее сложного оборудования. Для этой цели была создана комиссия из представителей «Стальпроекта», «Гипромеза», заводов «Запорожсталь», «Электросила», Харьковского проектно-конструкторского управления электроприборов и НКМЗ – основного изготовителя уникального стана.
24 ноября 1934 года в США в составе комиссии выехали новокрамоторцы – начальник механического цеха И.Т. Катеринич, начальник бюро прокатного оборудования В.Л. Шваюн и инженер капитального строительства П.Г. Перепелица.
Выступая в качестве торгпредов, инженеры-руководители вели сложные переговоры со многими американскими фирмами, побывали на 25 заводах и, наконец, в феврале 1935 года подписали контракт с фирмой «Юнайтед» (United Corporation -А.Н.). Три миллиона долларов уплатили за проект стана. Кроме того, за 500 тысяч были куплены дисковая группа рабочих клетей, комплект летучих ножниц и другое оборудование весом 3500 тонн.
Примерно через год комиссия вернулась на родину.
На четырёх предприятиях - НКМЗ, СКМЗ, «Уралмаш» и Ижорском - уже приступили к изготовлению гигантского стана, общий вес которого составлял 10 тысяч тонн.
Условием контракта предусматривалось, что приём изготовленного в СССР оборудования и контроль за его монтажом на «Запорожстали» будут вести представители фирмы «Юнайтед», которые только в этом случае гарантируют надёжность работы стана.
В США чертежи выполнили в метрической системе, принятой и в СССР, но они не детализировались. И поэтому нашим конструкторам приходилось в значительной мере дорабатывать документацию. В проект внесли много важных усовершенствований.
Относительно уже упомянутого выше Катеринича есть следующая характеристика. На стройку приехал в марте 1931 года будучи молодым специалистом, стал начальником строящегося ремонтно-механического цеха №4, проявлял незаурядные организаторские способности. По возвращению из командировки в США назначен начальником самого крупного на заводе механического цеха №1. С его приходом цех преобразился. Станки, краны, фермы перекрасили в светлые тона. Навели габаритные линии, аккуратно уложили заготовки у станков. На окнах первого пролёта появились цветы. У входа в цех появились стойки для велосипедов (! -А.Н.). Свой трудовой день Катеринич начинал с обхода участков, пролетов, мастерских. В 1938 году его перевели с НКМЗ на Горловский машиностроительный завод, где он был главным инженером, а затем и директором.
И ещё такой факт 1943/45 годы. Советские торговые представители вели переговоры с американскими фирмами "Места" и "Бестлехен". За миллион рублей золотом они согласились изготовить цилиндр (за 11 месяцев), но не давали гарантий на случай преждевременного выхода из строя. На заводе разыскали довоенную заготовку, забракованную раньше из-за того, что металл был некачественным. Конструктор В. Кузнецов решил, что используя её можно сделать рабочий цилиндр... Расчёты и эскизы подтвердились.
P.S. В одном из следующих постов речь пойдёт о связи механизации бутылочного и стекольного заводов в Константиновке и зарубежных фирм в середине 20-х годов.
Фото сайт nkmz.com.