Новокраматорский завод и Германия 20-30-х (ч.3)
Краматорск-Берлин, Гипромез-Оргметалл, Копп-Крупп, Кирилкин, Матшос, Манн, Грисман
Значительное внимание на производстве в 20-30-е годы уделялось обмену опытом, научной базе, подготовке специалистов, технически прогрессивному оборудованию.
В числе прочих мероприятий для строительства и введения в эксплуатацию НКМЗ «многие инженеры и техники побывали в научных командировках за рубежом». Так, в Германию ездил начальник цеха №2 А. Чернов, начальник бюро разработки Н. Песчаный, начальник пролёта В. Поляков.
Крупные зарубежные фирмы, как писали, посетили главный конструктор В. Шваюн, начальник участка сборки В. Доценко, старший технолог М. Красников и другие.
Побывал в Германии председатель правления конторы «Краммашстрой» (с 1931 г. – Крамкомбинат) И. Кирилкин. Это организация была создана на базе треста КГМЗ и занималась координацией всех строительных работ на НКМЗ. Он её возглавлял с 1929 до 1934 года, а с 1934 (момента пуска) по 1936 год – директор НКМЗ. Кирилкина, как отмечалось, лично знали и ценили Сталин и Орджоникидзе. «Его, как специалиста, командировали за границу для изучения технического опыта». Побывал на крупнейших предприятиях Германии, Америки, Англии, Франции, Чехословакии. «На заводах Круппа и Демага изучал столетний опыт машиностроительного производства».
К этому же следует отнести следующее (здесь есть и конкретные названия фирм). На сайте завода - в разделе история – приводятся такие слова Кирилкина в 1934 году: «Партия и правительство предоставили мне возможность посетить большинство стран с развитым машиностроением. Пришлось побывать на заводах Форда, Сулливана, Гудмана – в Америке, Круппа, Демага, Борзига, Манна, Шкода и других – в Европе.
Должен сказать без бахвальства: подобного Краматорскому заводу не встречал. По технической оснащённости, по масштабам производства Краматорский завод не имеет равных в мире».
И далее он приводит факт пребывания в Краматорске директора заводов Круппа. «Вспоминается в связи с этим такой факт. Герр Грисман – главный директор Крупповских заводов – с неохотой поехал в СССР для консультации производства на Краммашзаводе. Он представлял себе новый завод небольшим предприятием из 4-5 небольших цехов. Когда же он своими глазами увидел потрясающую картину технического совершенства он, возбуждённый и взволнованный, сказал: «Если бы мне было сейчас 25-30 лет, я принял бы советское подданство и согласился бы работать на этом заводе рядовым инженером». Так ли было это сказано в действительности (как отмечено, в порыве чувств) или эта история преувеличена – кто теперь с точностью скажет.
Парадоксально, Кирилкину, арестованному в 1938 году по распоряжению лично Л. Берия (что есть в книге Л. Зеленской «Мы наш, мы новый мир построим…» (Портрет Краматорска 1927-1928 гг.), 2012), в числе обвинений предъявят и шпионаж в пользу иностранного государства, и вредительство при сооружении НКМЗ. В итоге был осужден на 15 лет исправительно-трудовых лагерей. Не избежал репрессий и главный инженер (1934-1936) Л. Копп, который ещё совсем недавно, в 34-м году, был награждён орденом Трудового Красного Знамени, в 36 - Ленина. Ему присудили 8 лет. Примечательно, что до арестов в 1938 году их обоих направили (двумя годами ранее) на строительство секретного завода подводных лодок в Архангельске.
Что касается импортного оборудования, то это различные станки, прессы, ножницы и прочее, названия фирм-производителей в очерке о заводе фактически не упоминаются. Только, что в кислородной станции - оборудование фирмы «Моссер».
В истории завода (nkmz.com) есть такие названия станков 30-х как зубострогальный Reinecker, зубофрезерный Neils, токарный Smith, карусельный Richards&Co. Weingarten, Schiess-Defris, Pels, Herculeswerke, Erchard&Zemmer, Hetner, K. Faer, Kieselring&Albrecht. Пресс Schlomann усилием 15000 тонн. То есть, как видим по их названиям, немецкого, английского производства. Отмечается, что в условиях постоянно подпирающих сроков пуска завода оборудование требовалось собирать очень быстро. Чем и занимались бригады монтажников-наладчиков. Приходилось работать и с импортными станками. Так, в частности, впоследствии монтажники вспоминали такой случай: «Иностранный эксперт Меркель (фирма Lorenz), осмотрев монтаж сложных зубофрезерных станков, мог только сказать: «Хорошо, очень хорошо, как у нас в Германии». Ему нечего было делать, и он уехал».
"Craven". Чья фирма?
«Ещё только поднимались корпуса цехов, а на стройку стало прибывать оборудование для будущего завода, в основном импортное. Дело осложнялось тем, что импортное оборудование из Германии поступало без монтажных чертежей. Машиностроительные фирмы рассчитывали, что советские рабочие не справятся с монтажом, пригласят иностранных специалистов, за что придётся платить золотом». Это как раз один из таких случаев, о которых упоминалось в начале первой части. То есть, так ли это один в один – трудно сказать. Поступила ли немецкая фирма так алчно? Или может дело обстоит больше в экономии государственных денег принимающей стороной? Все подобные вопросы остаются открытыми. Кроме того, далее в книге упоминается, что на стройке работали и иностранные специалисты. То есть, некую их часть всё же нанимали.
Среди прочего, на сайте завода есть такие сведения из истории: «Серьёзной проблемой НКМЗ было отсутствие опытных конструкторов. Возможно, поэтому и появились на НКМЗ создатели первого советского блюминга Вильгельм Августович Тиле и Арвед Генрихович Зилле, который возглавил технический отдел».
Таким образом, представленные в трёх частях сведения показывают направления связей строительства Новокраматорского завода и фирм Германии, очерчивают общую канву сотрудничества.
Со строительством завода также были связаны некоторые известные фирмы США, Англии и Италии (о последних почти нет сведений). В одном из ближайших постов - «Новокраматорский завод и США 30-х».
P.S. Конец 41-го, оккупация… У проходных появилась вывеска: «Завод Круппа». Но это уже, как говорит Каневский, совсем другая история.
Фото НКМЗ 30-х, сайт nkmz.com.