Нити истории театра Заньковецкой и Константиновки (Акт 1-й) | ZI.ua
Акция закончилась

Нити истории театра Заньковецкой и Константиновки (Акт 1-й)

25 января 2017, 02:09

Нити истории театра Заньковецкой и Константиновки (Акт 1-й)

«Жизнь светит недолго, она горит и угасает, а свет души - это звезда, сияющая вечно»

 Сегодня одним из популярных и старейших театров Украины является Национальный академический украинский театр имени Марии Заньковецкой во Львове. Как же переплелись нити истории театра и Константиновки, что на севере Донецкой области?

   Полную историю театра можно почитать на его официальном сайте. Из неё известно, что своё начало он берёт в 1917 году, первый государственный и национальный театр Украины. Тогда он обьеденил актёров странствующих трупп И. Марьяненко, Т. Колесниченко, И. Сагатовского. Однако постепенному развитию театра помешало политическо-военное противостояние в Украине на протяжении нескольких последующих лет. В 1918 году был реорганизован в Государственный народный театр, в 1919 году - в Украинский народный театр, затем - в Народный театр. Продолжал традиционную линию. В состав входили ведущие украинские творцы - Заньковецкая, Любарт, Полянская, Маринич, Романицкий, а также талантливая молодёжь. В 1922 году был переименован в Государственный драматический народный театр Губполитпросвещения, а через несколько месяцев - в Театр им. М. Заньковецькой. 

   Мария Константиновна Заньковецкая (псевдоним, настоящая фамилия Адасовская, 1854-1934) родилась в деревни Заньки Черниговской губернии. Играла в крупнейших украинских труппах под руководством Кропивницкого, Старицкого, Садовского, Саксаганского, Карпенко-Карого и других. Участвовала в создании первого украинского стационарного театра в Киеве (1906) и Народного театра в этом же городе (который и получит её имя). Играла самые разнообразные роли: от весёлых до глубоко-драматических. Её ставили на один уровень с мировыми звездами театральной сцены, предлагали работать в императорском театре. Поклонниками таланта были Чехов, Толстой, Нечуй-Левицкий, Тычина, Немирович-Данченко, Станиславский и др. В 1922 году Мария Заньковецкая стала первой украинской актрисой, получившей звание Народной артистки республики. 

     На юбилейном спектакле, посвящённому 160-му дню рождению великой актрисы, театровед В. Заболотная зачитала следующее слова актрисы (из статьи «Эпоха по имени «Мария Заньковецкая» 09.12.2014). «Особливо уважною тишею були сприйняті процитовані мною рядки з листа Марії Костянтинівни до внучатої племінниці Ірини Волик. Написані вісімдесят років тому, незадовго до смерті, російською мовою, слова Заньковецької звучать заповітом і моральною настановою для нас, сучасників: «Родная моя Ируся. Твоя баба ветхая, долго жила, много пережила, и это переживание дает мне право сказать тебе следующее: старайся, чтобы твоя совесть была чиста, как капля ключевой воды, а душа твоя пусть отличается прямотой и искренностью. Будь снисходительна, прощай многое, избегай дерзости, чтобы не зазнаться. Трудись, не делай уступок лени, страсти и желаниям. Остерегайся всего того, что носит в себе зародыш зла. Помни, что жизнь светит недолго, она горит и угасает, а свет души - это звезда, сияющая вечно». 


 Возвращаясь к истории театра. С 1922 года он восемь лет гастролировал по городам Украины, месяцами работая в Чернигове, Кременчуге, Харькове, Запорожье, Днепропетровске, Полтаве, Луганске, Кривом Роге и других населённых пунктах. В копилке театра за 20-е годы были «Гайдамаки» Т. Шевченко, «Лихолетие» Г. Хоткевича, «Чёрная рада» С. Черксенко, «Разбойники» Ф. Шиллера, «Ревизор» Н. Гоголя, «Тартюф» Ж.Б. Мольера, «97» Н. Кулиша, «Отелло» В. Шекспира, «Призраки» Г. Ибсена, «Мазепа» Ю. Соловацкого и прочее. 

   К этому времени относится первый из известных на сегодня фактов, связывающих театр с Константиновкой. А именно, в театре играл Александр Леопольдович Хвыля (настоящая фамилия Брессем, 15.07.1905-14.10.1976). Который родился в нескольких километрах от нашего города - в селе Александро-Шультино. По одним сведениям, он играл в этом театре с 1922 по 1924 годах, по другим -  с 1924 по 1927 годы. Такие роли, как Лодовико (Отелло»), почмейстера («Ревизор»), султана («Запорожец за Дунаем»), Алупкина («Завтрак у предводителя») и другие. Затем он переходит в Харьковский украинский театр им. Т. Шевченко. В целом за свою карьеру Хвыля, помимо работы в театре, много снимался в кино, был широко известен в образе Морозко и Деда Мороза (см. Дед Мороз родом из-под Константиновки).  

 В 60-х годах Александр Леопольдович приезжал в Константиновку, где выступил перед жителями на стадионе «Автостекло». 

 На этом кулисы по окончанию первого акта закрываются. В следующем мы узнаем о том, как театр имени Заньковецкой с гастролями побывал в нашем городе. 


 Если б смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь. К.С. Станиславский

Другие записи автора