Неурожаи и голод прошлого (из хроники 19-го века). Часть 1
Наш степной край находится в зоне рискованного земледелия. Особенно остро это ощущалось местными жителями во времена его освоения и заселения. Здесь речь пойдёт о событиях 19-го века.
В то время деревни и сёла, деревья, кустарники располагались в долинах больших и малых рек; возвышенные пространства были покрыты хлебами. Зелень показывалась в апреле, в сентябре собирались посевы.
Чем ближе к современности, тем всё более человек совладал с здешними природными условиями, от которых зависело сельское хозяйство. Для этого было проделано очень много работы. Тогда же случавшиеся сильные засухи, пыльные бури и суховеи, нашествия насекомых и эпидемии болезней приводили к масштабному неурожаю, в свою очередь, к трудным и голодным годам для населения края.
Неурожай случался минимум раз в десять лет. В том числе, и несколько неурожайных лет подряд. Вашему вниманию некоторые события их хроники 19-го века.
В первой четверти самым урожайным выдался 1807 год. В 1823 году едва собрали посеянное. В 1833 году неурожай отмечается по всей губернии.
Для потомков сохранились письма знаменитого генерала Петра Степановича Котляревского, которому принадлежало имение Александрово - нынешнее село Александро-Шультено в 7 километрах от Константиновки. В них он писал о 1837, 1838 и 1839 годах - засушливых и неурожайных для губернии. Тогда голод принял угрожающий характер. Эти письма с описанием положения вещей адресованы шефу жандармов А.Х. Бенкендорфу, с надеждой на его поддержку и помощь (из книги В. Степкина, С. Третьякова "История Донбасса в лицах"). "Не удивляйтесь, получа это письмо от того, с кем познакомились под свист пуль Ганджинских и более тридцати лет не имели сношения". Причиною обращения, как отметил отставной генерал, была важность обстоятельств.
"Край здешний, после трёхлетних худых урожаев, коими жители едва могли прокормиться, запасов же сделать не из чего, постигнут нынешнего года совершенным неурожаем и угрожает голодом со всеми бедствиями, сопровождающий оный. Для вернейшего сведения вашего сиятельства представлю вкратце собственное хлебопашество. В имении моём посеяно хлеба господского и крестьянского 217 четвертей, а снято 51 четверть 4 четверика: пшеницы посеяно 243 четверти, снято 1 четверть 6 четвериков; прочий хлеб, ячмень, овес, гречиха, просо пропал совершенно и не получил ни одного зерна. После сего вы конечно не усомнитесь в справедливости в справедливости, что уже теперь некоторые казённые крестьяне питаются хлебом, смешанным с дубовыми желудями, древесною корою, листьями, разными кореньями, выкопанными из земли; а ещё только сентябрь, до будущего урожая девять месяцев. Чтобы отвратить предстоящее зло и спасти людей, нужна помощь правительства; необходима скорая доставка, в большом количестве, хлеба. Но вместо того, с июля месяца, когда открылся неурожай, идёт переписка от губернатора к генерал-губернатору, от сего к министру внутренних дел, а от сего в Кабинет министров, который, ассигновал на Екатеринославскую губернию 20 000 рублей, предписал внушить казённым крестьянам, чтобы они не столько надеялись на помощь, сколько старались бы приобретать трудами. Для сего указывали на вывозку соли и на работы в Одессе и на южном берегу Крыма; а о пособии помещичьим крестьянам сделано распоряжение: тем помещикам, которые имеют до 50 душ, выдавать по 15-ти рублей на ревизскую мужского пола душу, имеющим 100 душ - по 10-ти рублей, а тех, кои имеют более, представлять на разрешение. Токовые меры показывают, что Кабинет министров не имеет настоящих сведений о бедственном положении или не дает полного доверия донесениям об оном. Ибо пройти голодному 500 верст для заработка себе хлеба, оставить семейство на голодную смерть, есть дело неудобоисполнимое. Пособия помещичьим крестьянам сколько скудны, сколько удивительны: 10 рублей на ревизскую мужскую душу, имеющую таковую же женскую, не прокормить и одного месяца, по ценам хлеба, коего четверть продаётся 25 рублей. Но всё ещё получающие сию скудную помощь счатливее тех, о коих велено представлять на разрешение".
Продолжение во второй части....
Картина вверху: Архип Куинджи на тему "Степь"