Мотоциклы: Дорогами прошлого
"А мне бы свободу и два колеса, два колеса и чудеса" Люмен
Наступила весна, а это значит, что не за горами открытие нового мотосезона. Клубы области, как и константиновское «Мото братство», ориентируются на конец апреля - начало мая.
В тёплое время по улицам города, урча моторами, массово колесят двухколёсные транспортные средства. Какими они были 30, 40, 60 лет назад? В данном обзоре можно увидеть те, что в своё время попали в объектив фотоаппарата.
Повсеместно распространёнными были такие марки, как «Минск», «Восход», «Иж», «Ява», «Урал». Некоторые модели ещё и сегодня представлены на дорогах.
Вот такой «тяжёлый» экземпляр попал в кадр около входа в парк металлургов. («Эх, прокачу!» - он; «Неудобная колымага! Говорила, копи на «Москвич»! - она). Интересный факт, ГАИ запрещало эксплуатировать «Урал» без коляски.
Это колонна мотопробега в честь 25-летия освобождения Донбасса от немецкой оккупации. Снимок сделан возле кинотеатра им. Ленина. Экипировка - праздничная.
Мотопробеги часто организовывались ДОССАФ к различным памятным и юбилейным датам, в основном, связанных с военными событиями 1941-1945 годов. Этому же обществу и принадлежала часть мотоциклов, которые доверяли, как их тогда называли, его активистам.
ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) - добровольное самоуправляемое общественно-государственное объединение.
В этих обществах, кроме прочего, обучали вождению мотоцикла. Мне ещё довелось застать время (начало нулевых), когда в бывшем помещении ДОССАФ металлургов эта практика отчасти осталась. Тогда от бывалого величия этого общества - одного из самых лучших и больших в городе - оставались одни воспоминания. Больше половины двухэтажного здания было закрыто и разрушалось. В действующем крыле был учебный кабинет, гараж (позднее здесь разместился мотоклуб «Скиф»). Теорию наша группы проходило зимой под треск огня в буржуйке. Вождение - в тоже время года. Во дворе, предварительно поработав лопатой. А одно время там вообще прорвало воду, которая превращалась в лёд. Поэтому вождение получалось экстремальным.
Ещё один мотопробег. Колонна стоит около сквера Комсомольцев.
Обратите внимание, у второго байка с коляской она в виде турбины/ракеты - популярные тогда авиа/космические мотивы.
Известно также, что летом 1972 года был совершён мотопробег Константиновка-Волгоград (бывший Сталинград). А в планах на следующую весну было съездить к Брестской крепости. То есть по местам боевой славы.
Волею ракурса один из мотоциклистов в колонне стал похож на современного матёрого байкера - шлем в виде черепа.
Прямо напомнило Костяного Лорда.
Мотоциклисты сопровождают забег. («А что, «Динамо», бежит? Все бегут»). Флаг опять же ДОССАФа.
На стёклах мотоциклов модные наклейки «Супер» и «Супер рокеры». Рокеры - субкультуры, появившаяся у нас во второй половине 80-х. Их объединяла скорость и рок-музыка.
Особенность следующей фотографии в том, что на ней запечатлен не только мотоцикл, но и местный паровоз. Сделана она в 60-х годах на металлургическом заводе им. Фрунзе.
А это кроссовые красавцы на стадионе металлургов.
Областные соревнования по автомотокроссу, 1986 год. Полигон, балка Долгенькая, район Шанхайского водоёма.
Этот полигон лет двадцать оставался не востребован, в последнее время по его извилистой трассе снова гоняют багги.
И напоследок - мотороллер. В те времена их было далеко не так много, как сегодня. Этот трёхколёсный грузовой «Муравей» попал в кадр на День города в парке «Юбилейном». Как видим, в данном случае жужжал у него не только мотор.
Плакат о универсальных возможностях мотороллеров.
P.S. Рекламный плакат мопеда «Рига-16» как бы говорит: Седлай мечту, парень :)