Акция закончилась

Лодки и паровые катера близ Святогорья на Донце (навигация 1-я)

18 апреля 2017, 22:11

Лодки и паровые катера близ Святогорья на Донце (навигация 1-я)

Наиболее «деятельною по судоходству», как отмечалось в прошлые века, является низовая часть Донца. В XIX веке здесь, кроме сплава, происходит также движение буксирных пароходов, «и то только непродолжительное время». В 1841 году в Ростове для вывоза угля, которым стали топить суда Черноморского флота, в Англии приобрели пароход. В апреле-мае он плавал к Луганскому заводу, каменноугольным копям Славяносербского уезда. «Движение парохода по мелям оказалось очень затруднительно, этим рейсом окончилась первая попытка пароходства на Донце». А летом 1914 года где-то в этих местах были завершены работы по шлюзованию Донца, на протяжении более 200 вёрст, отмечалось, что «река открыта для судоходства». На этом, первом, этапе построено 6 шлюзов от устья до станицы Гундоровской (ныне это г. Донецк в Ростовской области). Второй этап предполагал сделать реку судоходной до Лисичанска, третий - до Изюма, что так и осталось в планах. 


В числе ранних и достоверных сведений о судоходстве в среднем течении Донца упоминаются такие случаи. В 1723 году императрица Екатерина II предписала построить на Донце (предположительно в районе Изюма) 50 барж вместительностью каждого 500 четвертей, т.е. около 5000 пудов. В 70-х годах XVIII века от Изюма, Святых Гор и Маяков, в весенний разлив, спускались по несколько плотов с дубовым лесом и до десятка небольших судов, также с лесом; этот груз направлялся в Ростов.
На некоторых известных изображениях вт. пол. XIX - нач. XX века запечатлен крестный ход на лодках в Успенской общежительной пустыни, т.е. Святогорье. В один из таких сплавал, будучи здесь весной 1887 года на отдыхе, Антон Чехов, о чём записал: «Участвовал в крестном ходе на лодках».
Начинался ход напротив монастыря, где собиралась здешняя речная малая флотилия. А именно.
Длинные лодки, на вёслах, в которых плыли монахи. На первой из них традиционно стояла группа в праздничных одеждах (золотистых) с хоругвями и крестами. На второй, с навесом, видимо, здесь главное духовенство монастыря. Следом плыли участники. Число их значительно. Лодки на вёслах, есть с парусами, навесами, паровые катера. В остальное время эти плавсредства использовались как прогулочные, рыболовецкие, транспортные. 

1881 год. 



1900 год. Присутствует паровой катер.




Здесь, с открытки начала века, два паровых катера, один из которых, меньшой, с левой стороны от моста.
1912 год. Лодки и оба паровых катера хорошо просматриваются.




На фото-открытке видно, как выглядели лодки и публика в них. 


Были в среднем течении Донца и водяные мельницы. На 1908 год в статистике значатся такие: Дьяченко у гор. Изюма, Шадлуна у Чортова Кута (примечательное название), Соловьева у Маяка, Святогорского монастыря там же у Маяка, Гаврилова у Щурова. Это всё в тогдашнем Изюмском уезде. На территории Бахмутского уезда: Богдановского у Серебрянки, Мартыненко у Пятой Роты и Лисичанска. Кроме того, имелись и «небольшие мельницы (байдаки)».


Другие записи автора

Комментарии — 1

Андрей
3 сентября 2017, 11:23

Известна статья горного инженера, начальника Луганского горного округа (1865-1871 гг.) И.Ф. Фелькнера о пароходстве по Северскому Донцу и деятельности железного парохода «Лисичанск», напечатанная в августовском номере Горного журнала за 1869 год