Константиновка и метрополитен
Завод «Автостекло» традиционно выполнял специальные заказы, в том числе, и для метрополитена.
Среди множества других цехов, в 30-е годы на заводе был открыт цех по производству молочного марблита, который использовался для щитов электростанций, облицовки стен и прочего. Использовали его и для облицовки части станций метрополитена.
Для варки самого марблита долгое время применялся дорогой креолит, который затем по предложению инженера Мельвеленко заменили порошком на основе местного сырья.
В 1954 году «Автостекло» выполнил стекольное фигурное литьё для станции метрополитена «Автово» (открыта 15 ноября следующего года).
Автор конструкции и технологии изготовления стеклянной облицовки колонн (капители) подземного вестибюля станции «Автово» (Ленметрополитен) доцент Ф.С. Энтелис в своей работе «Формирование и горячее декорирование стекла» писал о прессование этих сложных изделий: «В связи с тем, что стальной каркас для крепления облицовки заранее изготовлялся и монтировался на место в стандартном исполнении, весьма важно было обеспечить высокую точность размеров стеклянных деталей, дабы полностью исключить необходимость какой-либо подгонки при установке стекла на место. Несмотря на очень сложные формы и солидный вес (отдельные детали весили 12-15 кг), точность их изготовления была исключительной. Прессование этих деталей было поручено Константиновскому заводу «Автостекло», который с этим в короткий срок отлично справился».
Пресформы для стекла были изготовлены на Кировском заводе. В последствие были утеряны.
Стеклянные колонны были предложены архитекторами Евгением Левинсоном и Андреем Грушке, которые впервые решили использовать для колонн перронного зала рельефное прессованное стекло, это было новаторское решение для своего времени. В нём принял участие и член-корреспондент Академии наук СССР Н.Н. Качалов — крупнейший специалист в стекольном деле.
Богатая отделка, оригинальные архитектурные и художественные решения сделали станцию одной из самых красивых во всём мире. В 2014 году, по версии американского издательства «Guardian», станция «Автово» попала в список 12 красивейших станций мира.
Основной «изюминкой» станции и являются колонны облицованные декоративным прессованным стеклом с рельефным орнаментом (16 из 46, остальные - мрамором).
Станция в 1956 г. Фото И.Б. Гогланда
Центральный зал в 1957 г.
За 50-70-е годы «Автостекло» поставлял двери из высокопрочного стекла для некоторых станций Киевского и Харьковского метрополитенов. Среди них, возможно, и для станции «Крещатик» (наземного вестибюля).
Вход в метро "Крещатик" после года работы станции
Фото из Интернета