Как уходили здания: Особняк Гомона (часть 1)
Есть в городском парке старый...
Более ста лет на берегу Кривого Торца простояло примечательное в архитектурном плане здание, известное в местной истории как особняк Гомона. Сегодня к нему ведёт уже едва заметная аллея. Вокруг - заброшенный городской парк («Душу мучает порой царящий здесь покой»), покрытый густой растительностью, не считая площадки на месте бывшего стадиона. Пространство между деревьев занимают кусты, во многих местах образовывающие сплошную чащу, где в густых зарослях находят себе убежище фазаны и зайцы.
В 1997 году это здание осматривала специальная комиссия по выявлению и обследованию памятников архитектуры под руководством А.В. Вергелеса, в результате чего внесла его в число других претендентов на статус памятников архитектуры Константиновки. Однако статус так и не был присвоен, как впрочем и другим объектам (см. «Рискуем лишиться историко-архитектурного наследия»).
На момент работы комиссии кровля и деревянные части особняка уже существенно пострадали во время пожара, произошедшего годами ранее. В её отчёте отмечалось, что «в настоящее время в аварийном состоянии и не используется». А в начале 2010 года остов особняка полностью разобрали на кирпич.
Особняк был построен на стыке XIX и XX веков. Год в отчёте указан 1902. Почему - точно неизвестно. В тоже время, есть данные, что Валентин Людвигович Гомон, с именем которого связывают этот дом, примерно в это время занял пост директора-распорядителя бельгийского акционерного общества Донецких стекольных заводов. То есть в него заселился. Но строили ли его конкретно для него или ранее, в частности, здесь проживал предыдущий директор-распорядитель? О том, что дом был заложен одновременно с бутылочным заводом упоминается в очерках истории завода стеклоизделий Белашова Б.И. и Климова А.Н. (1974): «Весной 1895 года… по соседству со стройкой бутылочного завода, на берегу реки, в тени раскидистых деревьев был заложен фундамент особняка для управляющего… И тут с утра и до вечера слышалось ржание скученных лошадей, хриплые голоса мужиков». Видимо особняк, как и остальные жилые здания, являвшиеся собственностью предприятия (акционеров), полагалось на время занимаемой должности. Сменил место работы, будь добр, выселяйся.
Вверху фотография и план 1-го этажа особняка, которые были приложены к отчёту.
Во второй части мы узнаем архитектурные особенности здания, что случилось с Валентином Гомоном, кем были следующие владельцы и что лицезрел здесь посол Бельгии.